Такого рода документы уже размещались неоднократно. Но от этого ценность других документов не уменьшается. Заявления сопровождаются списками со сведениями о семейном и хозяйственно-материальном положении хозяйств. Наглядная картина, как жили люди. Даже в казакских хозяйствах рабочая лошадь была далеко не у всех. Семенную ссуду просили у государства в размере от 10 до 20 пудов на хозяйство (от 160 до 320 килограммов).
Ну, и, помимо прочего, это сведения о конкретных людях и семьях. Кому-то поможет в поисках своих предков.
Документы на 42 страницах. Читать далее →
Архив за день: 19.03.2016
1925 год. Доклад о результатах обследования состояния работы Актюбинского городского Совета
Доклад подписан инструктором Актюбинского губисполкома Веприцким. На первой странице есть три резолюции с датами, самая ранняя из них от 31 августа 1925 года. Следовательно, доклад примерно в конце августа и составлен.
Актюбинский Горсовет существовал еще недолго, кажется с 1924 года. Городского исполкома не было, был избранный Горсовет в количестве 85 человек, как следует из прилагаемой справки. Периодически собирался Пленум Горсовета, т.е. все депутаты Горсовета.
Из состава Горсовета был избран президиум. Именно президиум и являлся рабочим органом, занимавшимся вопросам управления в городе. Имелись секции по направлениям работы (позднее они стали отделами). Как следует из размещаемого доклада, секции работали очень слабо.
Городская система управления в Актюбинске только складывалась. С января 1918 по 1 июля 1921 года делами города занимались советские органы Актюбинского уезда. С созданием Актюбинской губернии вопросами управления и всеми хозяйственными делами занимались уездные и губернские учреждения.
Кстати, пропускная способность городской бани в среднем была 2300 человек в месяц.
Документы на 14 страницах. Читать далее →
1925 год. О поливе парка в Актюбинске, падеже 6-ти голов скота, недоставке газет, пишущей машинке, проведении дня Шаруа, ссуде Никифору Семилету, ревизии по заметке в газете в Актюбинской губернии
Несколько разнообразных документов, — штрихов того времени.
И.д. председателя Актюбинского губисполкома Левченко, в ответ на сообщение губЗУ, пишет в общий отдел и губпрокурору «…о необходимости правильной и тщательной поливке вновь посаженных и засеянных деревьев в парке имени т.Ленина и в городском саду…». А прокурора президиум ГИК официально просит привлечь в ответственности лиц, виновных в халатном отношении к делу и о результате доложить. Из нашего времени это — удивительно.
Губернское Земельное управление предписывает Ак-Булакскому участковому врачу Новикову немедленно выехать в поселок Харьковский Яйсанской волости и разобраться в причинах падежа 6-ти голов крупного скота, принять меры к ликвидации появившейся болезни. О многом говорит такой, вроде бы малозначащий, документ.
Кстати, размещается не упомянутый в заглавии документ — Свидетельство обследования состояния здоровья Постоянной Врачебно-Контрольной Комиссией при бюро Экспертиз.
Гражданин Семилет из поселка Ново-Петровского Ак-Булакской волости просил долгосрочную ссуду в 2500 рублей на восстановление хозяйства пострадавшего от стихийного бедствия во время гражданской войны. Сумма в то время большая. Дошел Никифор Семилет и до наркомата Земледелия КССР. Вся суть изложена в протоколе №28 Оценочной комиссии от 14 июля 1925 года.
На проведение «дня Шаруа» председатель специально созданной в Актюбинской губернии комиссии просил в наркомате Земледелия средств в размере 400 рублей.
Заметка в «Степной крестьянской газете» под названием «Это тоже растратчики» весьма колоритная. Заканчивается так: «Забыли вы, ребятки, что сейчас как раз ведется кампания по борьбе с растратчиками. Как бы вам вместо «чего нам до местного бюджета» не запеть другую песню». Вот так. Кстати, под псевдонимом, что было обычным делом. И что за этим последовало, видно из других документов. Правда, история незавершенная.
К газетным материалам относились серьезно.
Документы на 29 страницах. Читать далее →