1943 год. Спецсообщение в Актюбинский обком партии о финансовом состоянии Актюбинского Комбината и исправительно-трудового лагеря НКВД
Документ от 26 апреля 1943 года, гриф «Сов.секретно», адресован секретарю обкома Инночкину. Подписан начальником оперчекистского отдела (входил в структуру Актюбинского Комбината НКВД) подполковником госбезопасности Карасевым. На бланке сверху напечатано: «Управление ИТЛ и Строительства Актюбкомбината НКВД.
Ранее на сайте был размещен материал 1943 год. Спецсообщение в Актюбинский обком партии об остановке плавцеха завода ферросплавов Тот удивительный по содержанию документ от 5 февраля 1943 года был также подписан начальником оперчекистского отдела Карасевым, тогда еще капитаном.
В спецсообщении от 26 апреля сообщается, что финансовое состояние Комбината НКВД явно ухудшилось. С январял управление строительства и лагеря переживает серьезные финансовые затруднения, которые с каждым месяцем нарастают.
1.Заработная плата систематически выплачивается со значительным опозданием по всем отделам и цехам.
2.Поступающая в кассу Комбината выручка в банк не сдается, а обращается на текущие нужды строительства и лагеря.
3.В связи с систематической неоплатой счетов ряд поставщиков Комбината телеграммами предупредили о прекращении поставок.
4.Отдел общего снабжения с 1 апреля не имеет возможности платить Актюбинской конторе Облзаготзерно за получаемые хлебопродукты, ожидается прекращение поставок, что может привести к тяжелым последствиям в снабжении контингента Комбината и лагеря.
5.О финансовом состоянии наглядно свидетельствует наличие неоплаченных счетов в банках до 2,5 млн. рублей, не считая отделом общего снабжения Лагеря счетов на сумму свыше 1 млн. рублей.
6.Главпромстрой НКВД директивой от 9.01.43г. потребовал перечислить Главку в 1-м квартале для финансирования других строек 16 млн. рублей, что не сделано из-за отсутствия средств.
Отмечается, что перечислены только наиболее яркие моменты.
По заявлению зам.управляющего облконторы Промбанка Ким эти финансовые затруднения, являющиеся катастрофическими, произошли, в основном, вследствие трех причин, в том числе малый объем строительных работ и слабая отгрузка руды, главным образом на Донских рудниках.
Карасев отмечает, в значительной доле виновником тяжелого финансового положения является начальник финансового отдела Комбината Борисенко, в прошлом – участник контрреволюционной молодежной группировки и отбывавший наказание за контрреволюционные преступления.
Вся его деятельность заключается в перечислении с одной статьи на другую имеющихся средств и совершенно не занимается мобилизацией внутренних ресурсов, установлением финансового контроля и жесткой финансовой дисциплины.
Финаппарат Комбината почти не занимается финансовой деятельностью, за исключением получения денег в банке и их расходования.
Особенно финансовая деятельность замерла окончательно с отъездом начальника комбината Царевского. Указывается, что Борисенко в последнее время не нашел ничего лучшего, как свои рабочие часы проводить за штемпелеванием промтоварных карточек и, как он заявляет, в изучении количества использованных промтоварных карточек теми или иными сотрудниками. И это все при наличии карточного бюро, в котором есть 4 работника.
Работа по взысканию дебиторской задолженности, по предупреждению растрат не ведется.
Так, долги в пользу Комбината – 4,259 млн., платежные требования на инкассо – 7,343 млн.
Выявлено растрат и недостач в 1942 году:
-у 740 вольнонаемных на 354 тысячи,
-у 9900 заключенных на 598 тысяч рублей.
Списано в 1942 году безнадежных долгов на 537 тысяч.
Финансовая деятельность Борисенко заключается, главным образом, в том, что производятся различные манипуляции в порядке так называемого «оздоровления» путем взаимных отзывов счетов из банков.
Начальник оперчекистского отдела сообщает, что ими Борисенко взят в агентурную разработку, кроме этого одновременно проводят агентурно-оперативную работу по вскрытию причин и лиц, ведущих строительно-монтажные работы с большим удорожанием.
Поставлен вопрос перед руководством Комбината об ускорении передачи отделу и в прокуратуру на рассмотрение для привлечения их к ответственности (лиц, ведущих СМР с удорожанием).
Вот такая не очень приглядная картина. Кстати, недавно был размещен протокол №194 заседания бюро обкома партии от 8 мая 1943 года, в котором есть очень большое и жесткое по содержанию постановление о работе Донских рудников. Донское ГРУ в первые месяцы 1943 года работало настолько плохо, что обком посчитал необходимым принять целый перечень мер для исправления положения. Материал 1943 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии по разным вопросам от 8 мая
А ведь это была структура НКВД СССР. И как видно, в частности, из размещаемого спецсообщения, продолжающееся строительство новых объектов завода ферросплавов тоже шло далеко не лучшим образом. Как и вся деятельность Актюбинского Комбината НКВД.
По тексту Карасев упоминает о своей докладной записке №730 от 22 апреля о причинах малого объема строительных работ в 1-м квартале. К сожалению, этого документа у меня нет.
В дополнение еще один документ Справка о росте активов и пассивов по Комбинату НКВД по состоянию на 1 апреля 1943 года. Подписана управляющим Сырцовым. Судя по всему, это управляющий Актюбинской облконторой Промбанка.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №32
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/LZMN/t9RsroZt6
или
https://drive.google.com/drive/folders/1njZ7i71-bnmdSHCKJ0jdWkIOfNyxjeet?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Спецсообщение в Актюбинский обком партии о финансовом состоянии Актюбинского Комбината и исправительно-трудового лагеря НКВД — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>