1943 год. Спецсообщение в Актюбинский обком партии об остановке плавцеха завода ферросплавов
Документ от 5 февраля 1943 года, гриф «Секретно. Весьма срочно», адресован секретарю обкома Инночкину. Подписан начальником оперчекистского отдела (входил в структуру Актюбинского Комбината НКВД) капитаном госбезопасности Карасевым.
На бланке докладной сверху напечатано: «Управление ИТЛ и Строительства Актюбкомбината НКВД. Оперативно-чекистский отдел». Актюбинский Комбинат НКВД в документах называется в разных вариациях, на это особо не обращали внимание, важна была суть.
С момента создания в 1940 году в названии стояло Управление Лагеря и Строительства Актюбинского Комбината НКВД, а в 1942-м в название ввели понятие ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) и название Комбината несколько также изменили.
Поскольку Актюбинский ИТЛ был союзного подчинения (ГУЛАГу НКВД СССР), то в нем содержались лица, осужденные к лишению свободы на срок более 3-х лет.
Удивительный документ. В нем много технических подробностей по работе оборудования, технологии тех или иных работ, отмечаются проблемы и узкие места.
А ведь документ составлен чекистом, который вряд ли был техническим специалистом (у него звание такое же, как и у начальника областного управления НКВД, следовательно, достаточно давно в органах).
Сообщается, что после пуска печи 2-3 дня было нормально, затруднения начались с выпуска металла (первая плавка, напомню, была 20 января 1943 года), так как аппарат для прожига летки работал плохо.
Однако через несколько дней начался ряд неполадок. Далее со всеми техническими подробностями, по пунктам перечисляются эти неполадку, сразу указываются, в чем были ошибки и что нужно делать, чтобы решить проблему.
В частности, п.4 «Систематически печь начала простаивать из-за обрыва ленты тормозов «Висдома». По имеющимся у нас данным это происходит из-за неудачной конструкции тормозов «Висдома» и неумения обслуживающего персонала перепускать электрод».
Автор документа пишет, почему это происходит, каково отношение к этому начальника цеха Федорова и обер-мастера Шаповалова. Вся ясно и доступно. А электропечь до сих пор не принята в эксплуатацию и никому не передана под ответственность. Дирекция завода не хочет ее принимать, поскольку нет соответствующих квалифицированных кадров.
В п.5 сообщается, что в последние дни начались простои печи за прогорания и пробивания изоляции в ряде мест на печи. Проектировщик в лице Гипростали причин этого указать не может.
«Однако по имеющимся у нас данным, — сообщает чекист, — изоляция в большинстве случаев запроектирована неправильно с точки зрения применения материалов (не продуман вопрос, какой применять материал для изоляции) и с точки зрения применения мест изоляции».
И далее капитан госбезопасности Карасев в трех подпунктах обосновывает свое заключение. По тексту он отсылочно упоминает свою докладную за №180 от 28 января 1943 года.
Далее в п.п.6 и 7 спецсообщения оценивается роль начальника плавильного цеха Федорова и директора ферросплавного завода Нахабина.
Начальник плавцеха, который с первых дней на строительстве завода и был начальником отдела оборудования, сам заказывал оборудование для печи, все время ограничивался неясными высказываниями о характере оборудования и ни разу не опротестовал ошибочные установки (предписания как проектировщиков) Гипростали.
Директор завода Нахабин, ранее работая на строительстве в качестве главного инженера и будучи по специальности инженер-металлург, ранее работавший на плавпечах и даже находился в заграничной специальной научной командировке по работе электропечей, также как и Федоров, остался простым наблюдателем при проектировании и монтаже печи.
И Нахабин, и Федоров отлично знали, делается вывод в документе, что конструкция контактных щек явно неудачна. Плохой контакт медных труб со щекой при полной нагрузке работы печи должен привести к сгоранию контактов, но своевременно не предотвратили этого, в результате в течение суток имела 3 аварии.
«Причины аварии, как нами установлено, произошли при следующих обстоятельствах….», и далее подробно техническим языком излагается, что же произошло и что нужно сделать для устранения причин аварий и недопущения их в дальнейшем.
«Указанные недостатки монтажа и проекта, отмеченные в наших докладных записках №1551 от 20.11.42г. и №80 от 28.01.43г., привели к крупным авариям и длительным простоям печи…». Простой печи был до 5 дней, указывается в спецсообщении.
Данный документ — это качественный анализ должностного лица, руководствующегося только государственными интересами.
Об имеющихся проблемах начальник оперативно-чекистского отдела Актюбинского Комбината НКВД сообщал и ранее. Жаль, что нет возможности разместить на сайте и эти документы.
Такие спецсообщения и докладные записки в первую очередь шли по вертикали – в НКВД СССР, в прямом подчинении которого находился Актюбинский Комбинат НКВД (Управление ИТЛ и Строительства Актюбкомбината НКВД, — если полностью).
Спецсообщение тщательно изучалось в Актюбинском обкоме партии, о чем свидетельствует резолюция Иночкина о выносе вопроса на бюро и целый ряд пометок на полях.
Вот такой документ, в очередной раз наглядно показывающий, какой реально работой занимался оперативно-чекистский отдел Актюбкомбината. Впрочем, как и во всех других подобных структурах по всей стране.
Кроме того, деятельность Комбината курировало и областное управление НКВД. Вот ранее размещенный материал, который дает некоторое представление об этом — 1941 год. Спецзаписка облуправления НКВД о ходе строительства Актюбинского Комбината НКВД
И не следует забывать, что на сайте размещаются далеко не все документы. Сколько их еще лежит в архивных делах, многие из которых никто не открывал в течение десятилетий. А все эти документы беспристрастно показывают реальность ТОЙ жизни, какой она была на самом деле.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №32
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/LZMN/t9RsroZt6
или
https://drive.google.com/drive/folders/1njZ7i71-bnmdSHCKJ0jdWkIOfNyxjeet?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Спецсообщение в Актюбинский обком партии об остановке плавцеха завода ферросплавов — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>