1944 год. О работе Военного Трибунала войск НКВД Актюбинской области за ноябрь
Очень насыщенный цифрами и фактами документ. Гриф «совершенно секретно». Адресован председателю Военного Трибунала войск НКВД Казахского округа полковнику юстиции Лемешко и, в копии, Актюбинскому обкому партии. Докладная записка подписана председателем ВТ войск НКВД Актюбинской области майором юстиции Никитиным.
Из содержания можно понять, что помимо председателя трибунала в штате был только один член ВТ, а в зону обслуживания данного ВТ входили также Кзыл-Ординская и Гурьевская области.
В ноябре 1944 года в производстве этого военного трибунала было 68 дел (с учетом остатка с октября), что на 57 дел меньше, чем в октябре. Объясняется, что произошло снижение дел по Указу от 26 декабря 1941 года (дезертирство с оборонных предприятий) и снижение дел по Стройколоннам ГУАС НКВД по ст.193-7 пункт «г» УК РСФСР.
При этом в ноябре дел о преступлениях сотрудников НКГБ и военнослужащих войск НКВД в производстве не было. 2 дела по НКВД, по милиции 1 дело, по работникам тюрем и ВОХР – 2 дела, по гражданам – 4 дела, рассмотрено по существу 2 и 2 –отправлено на доследование.
Характерные дела по органам НКВД:
-Зам. начальника Джурунского РО НКВД Актюбинской области Алимасов за взятки выдал 12 пропусков. за что получил 12 тысяч рублей, он же 2-м спецпереселенцам выдал парспорта и пропуска на выезд в Виницкую область. Был осужден на 7 лет лишения свободы с применением ст.28 примечание 2 УК Примечание 2. «Приговор, присуждающий в военное время военнослужащего к лишению свободы без поражения прав, может быть по определению суда, вынесшего приговор, отсрочен исполнением до окончания военных действий с тем, что осужденный направляется в действующую армию».
-Пом. оперуполномоченного отделения кадров НКВД по Кзыл-Ординской области Молдамбетова, злоупотребляя служебным положением выносила из УНКВД служебные секретные материалы и хранила у себя дома, где к ним могли иметь доступ посторонние лица. Она также была уличена в получении взятки. Моламбекова приговорена к 2 годам лишения свободы.
-Имелось еще одно дело на оперуполномоченного Мангистауского РО НКВД Гурьевской области, которое рассмотреть не удалось из-за отсутствия всех свидетелей и принятыми мерами установить их местонахождение не удалось. Председатель Трибунала сообщает, что сам выезжает на место для рассмотрения дела без свидетелей.
По органам милиции. Отмечено, что основными видами преступлений продолжают оставаться злоупотребление служебным положением и взяточничество.
-Уполномоченный Кзыл-Ординского отделения милиции Свпмурзаев осужден на 8 лет по ст.193-17 п «а» УК РСФСР за систематическое злоупотребление служебным положением, нарушения революционной законности и получение взяток.
-Начальник Поселкового отделения милиции в Гурьевской области Утегалиев также систематически злоупотреблял служебным положением и вымогал взятку. Так, он получил одного барана, 2050 рублей и хлебные карточки на 8 человек. Дело еще не было рассмотрено.
Раздел 6 докладной посвящен делам по Указу от 26 декабря 1941 года. Самый большой по объему.
В ноябре поступило 35 дел, когда в октябре таких дел было 77.
Снижение дел по дезертирству с оборонных предприятий начальник трибунала объясняет следующим:
а)начиная с июля регулярно ВТ выезжал в цеха оборонных предприятий для проведения открытых процессов с участием сторон, проводя при этом заседания глубоко продумано, одновременно разъясняя рабочим и служащим их ответственность за нарушение Указа.
б)На всех оборонных предприятиях по цехам проводились беседы с разъяснением положений Указа от 26.12.41г.
в)Высылаемые военным трибуналом приговоры немедленно доводились до каждого рабочего и кроме этого тексты приговоров приказами дирекции доводились до всего личного состава предприятий.
г)Улучшились материально-бытовые условия рабочих и воспитательная работа среди них.
Если в августе с шести предприятий дезертировало 112 человек, то в ноябре – только 16.
В том числе: Актюбкомбинат НКВД в августе 13, ноябре – 2.
Завод ферросплавов – 36 и 6 соответственно.
Завод №692 – 5 и 1.
Мехзавод «Казнефтекомбината – 1 и 1.
Шахта «Курашасай – в августе 47, в ноябре – 14.
Шахта «Берчогур» 10 и 2 соответственно.
Дезертирство с Курашасайских шах объясняется недостаточным материально-бытовым обеспечением рабочих.
Из общего количества находящихся в производстве ВТ 50-ти дел (с остатком прошлого месяца):
-рассмотрено по существу – 24 дела,
-прекращено – 2,
направлено по подсудности (в Актюбинский облсуд, с исключением Указа от 26.12.41г.) – 1 дело,
направлено на доследование – 15 дел,
приостановлено в связи с розыском обвиняемых – 8 дел.
Причины возвращения на доследование:
-Отсутствовали розыскные задания или выписки из приказа по предприятиям
-Не проверялись показания обвиняемых в части того, что они по болезни были освобождены от работы и виновными себя в дезертирстве не признают, к тому же их дезертирство документами не подтверждено.
Приводится в качестве примера 5 уголовных дел, наглядно показывающих, насколько «сырыми» были обвинения в дезертирстве. С другой стороны, наглядно и то, что Военный Трибунал к рассмотрению дел подходил вдумчиво и взвешенно.
За ноябрь было осуждено 25 человек (по 24 рассмотренным по существу делам этой категории). Из них работали на предприятии до 1 года – 10, до 6 месяцев – 15 человек.
По возрасту:
16 летнего возраста – 9 (36%), от 16 до 25 лет – 3 (12%), от 25 до 40 лет – 3 (12%), свыше 40 дет – 10 человек (40%).
Председатель Военного Трибунала войск НКВД Актюбинской области указывает, что одним из недостатков в работе за ноябрь не было рассмотрено ни одного дела непосредственно на предприятиях. Причины этого:
1.Не было ин одного дела, с которым можно было выехать на шахту (где было самое значительное дезертирство) и рассмотреть его в открытом процессе. Все осужденные были 16-ти или 17-летнего возраста, у которых отец или братья находятся в Армии, поэтому с такими делами он (председатель) считал выезжать на производство нецелесообразно.
2.На протяжении всего месяца в Актюбинске находился он один (Никитин), а член ВТ Пучков был в командировках, то в Гурьеве, то в Кзыл-Орде.
Вот так они работали. В целом этот документ нужно читать вдумчиво, много характерных мелочей.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №13, арх. дело №26
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/7R4E/RHbuEaAEg
или
https://drive.google.com/drive/folders/1wPm_P_apJ7JxtlIs9HAMpvRyRwhABPqq?usp=sharing
(Главное Управление аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР. Образовано по приказу НКВД СССР от 27 марта 1941 г. на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г. На ГУАС НКВД СССР было возложено строительство аэродромов преимущественно для Наркомата Обороны СССР. Местными органами ГУАС являлись Управления аэродромного строительства НКВД союзных и автономных республик, краев и областей. При сокращении аэродромного строительства с 1943 г. ГУАС и подчиненные ему организации выполняли работы по восстановлению и строительству промышленных объектов, преимущественно нефтяной и газовой промышленности, строительству культурно-бытовых объектов и жилья в различных районах страны. Постановлением СНК СССР от 28 января 1946 г. ГУАС передано в ведение Народного Комиссариата по строительству предприятий топливной промышленности СССР.)
_________
Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (Историко-правовое исследование)
«…Характерной особенностью военных трибуналов войск НКВД была их общая организация. В предвоенные годы организационно была привязана не к войсковым формированиям и военным округам, а к административно-территориальной структуре страны в связи с тем, что основной категорией подсудных им субъектов были граждане. Военные трибуналы войск НКВД состояли при краях, областях, союзных и автономных республиках, округах войск НКВД, исправительно-трудовых лагерях и специальных строительствах НКВД СССР. Всего в предвоенные годы было создано 76 военных трибуналов войск НКВД. С началом Великой Отечественной войны система военных трибуналов войск НКВД была реорганизована применительно к условиям военного времени в соответствии с Положением «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941г. Были созданы новые, не существовавшие в мирное время военные трибуналы войск НКВД охраны тыла фронтов, а также при дивизиях войск НКВД. Численность военных трибуналов войск НКВД в годы войны значительно увеличилась и составила 152 трибунала. Компетенция военных трибуналов войск НКВД в годы Великой Отечественной войны интенсивно развивалась. К их подсудности, стали относиться дела о дезертирствах с предприятий оборонной промышленности; уклонении от трудовой повинности; распространении ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения; о пособничестве немецко-фашистским оккупантам и т.п. Возрастала компетенция и по подсудным им субъектам. В годы войны военные трибуналы войск НКВД рассматривали дела о преступлениях граждан, состоящих в частях народного ополчения, истребительных батальонах НКВД, строительных колоннах НКВД, членах семей изменников Родине, участниках антисоветских националистических организаций.»
Статья 193_7. а) Самовольная отлучка рядового и младшего начальствующего состава продолжительностью до двух часов, совершенная впервые, влечет за собой — предание товарищескому суду или наказание в дисциплинарном порядке.
б) Самовольная отлучка, совершенная теми же лицами свыше одного раза, до двух часов или продолжительностью свыше двух часов хотя бы один раз, влечет за собой — предание суду военного трибунала с направлением в дисциплинарный батальон на срок от двух месяцев до двух лет, а при наличии смягчающих обстоятельств — наказание в дисциплинарном порядке.
в) Деяния, предусмотренные п.»б» настоящей статьи, совершенные в военное время, влекут за собой — лишение свободы на срок от трех до семи лет.
г) Самовольная отлучка свыше суток является дезертирством и влечет за собой —
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, а в военное время — высшую меру наказания — расстрел с конфискацией имущества. [Указ Президиума Верховного Совета СССР 6 июля 1940 года].
д) Деяния, предусмотренные пп.»а» и «б» настоящей статьи, совершенные лицами среднего, старшего, высшего и младшего сверхсрочной службы начальствующего состава, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже двух лет с конфискацией имущества или без таковой, а в военное время — высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества.
e) Деяния, предусмотренные п.»а» настоящей статьи, совершенные в мирное время, хотя бы лицом начальствующего состава, при наличии особо смягчающих обстоятельств, если притом самовольное отсутствие продолжалось не более 12 (4) суток, влекут за собой — применение правил дисциплинарного устава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. [12 августа 1929 года (СУ N 64, ст.628)].
193_17. а) Злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, а также халатное отношение к службе лица начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, если деяния эти совершались систематически, либо из корыстных соображений или иной личной заинтересованности, а равно если они имели своим последствием дезорганизацию вверенных ему сил, либо порученного ему дела, или разглашение военных тайн, или иные тяжелые последствия, или хотя бы и не имели означенных последствий, но заведомо могли их иметь, или были совершены в военное время, либо в боевой обстановке, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
б) Те же деяния, при наличии особо отягчающих обстоятельств, влекут за собой — высшую меру социальной защиты.
в) Те же деяния, при отсутствии признаков, предусмотренных пунктами «а» и «б» настоящей статьи, влекут за собой — применение правил дисциплинарного устава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Комментарии
1944 год. О работе Военного Трибунала войск НКВД Актюбинской области за ноябрь — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>