1944 год. Обзорный материал о народном образовании Актюбинской области
Документ называется «Информация по народному образованию», подписан зав. отделом школ Актюбинского обкома партии Сейталиным.
Этот пятистраничный документ, скорее всего, был составлен для какого-либо большого отчетного доклада, например, на Пленуме обкома партии. Обычно из такого рода информационных материалов по различным направлениям (отраслям) затем составлялся доклад на 30-50 листов текста. В данном документе сделан обзор народного образования Актюбинской области за несколько лет и состоит из пяти разделов.
1.Школьная сеть
Даны сведения о количестве школ, которые есть в ниже размещенных справках Облоно. Указывается, что за три учебных года, с 1940 по 1944-й, слито и реорганизовано 270 школ.
(В Справке Облоно о школьной сети Актюбинской области от 5 мая даны такие цифры:
1940-41г. — 111, 1941-42г. – 105, 1943-44г. – 42 школы. Всего за 3 года слито и реорганизовано 258 школ, из них 219 начальных, 32 неполных средних и 7 средних школ.)
Вполне возможно, что в данном документе более свежие цифры, чем были в Облоно на начало мая.
Основной мотив закрытия и реорганизации школ – за малочисленностью учащихся.
Особенно значительному сокращению подверглась сеть казахских школ. Отмечается, что в результате отсутствия работы по выращиванию казахской средней школы вместо роста шло их сокращение. Количество учащихся старших классов в существующих казахских школах очень низкое и в 1944 году по всей области оканчивают средние школы и получают среднее образование только 14 казахов. (Уил, Иргиз), а в других школах казахских 10-х классов нет. В 1943 году окончили среднюю школу только 5 казахов.
2.Выполнение всеобуча (всеобщего образования)
Приводятся сведения о контингенте учащихся, в том числе казахов. Данные соответствуют тем, что содержатся в справках Облоно.
Далее приводится очень интересная информация.
Ежегодно имеется значительный неохват детей школой и отсев учащихся из школ.
Указывается. что по далеко неполным и преуменьшенным данным на начало 1943-44 учебного года не было охвачено школой 2575 детей, а за три четверти этого учебного года выбыло из школ 8676 человек, из них по неуважительным причинам – 2678 человек. Например, в Родниковском районе к концу 1943-44г. осталось 545 учащихся, — меньше, чем в одной школе г.Актюбинска.
Основная причина большого отсева учащихся – материальные трудности, отсутствие обуви, одежды. По этой причине оставили школу около 2-х тысяч учащихся.
3.Учительские кадры
Указывается. что на 1 января 1944 года в школах области работает 1864 учителя Из них имеют высшее образование только 170, а с образованием ниже среднего (6-7-8 классов) – 746 человек.
(в ниже размещенной обкомовской справке об учительских кадрах приводятся совершенно иные цифры : «Всего учителей по области требуется 808, в наличии 584 педагога, нехватка – 224.» Видимо, следует верить приведенным в размещаемом документе цифрам.
Косвенно они подтверждаются данным в Справке Облоно о подготовке педагогических кадров средней квалификации по Актюбинской области цифрами, что за 1942-43-44 годы через курсы подготовки учителей прошли 679 человек, из них 607 – казахи.)
Во второй половине закончившегося учебного года недоставало более 150 учителей, в результате ряд школ не закончили программу и не преподавали некоторые предметы. Приводятся примеры этого.
В связи с предстоящей реэвакуацией,- говорится в документе, и ростом школьной сети недостаток в учительских кадрах на будущий год еще более увеличится. Однако, план их подготовки выполняется совершенно неудовлетворительно. По плану необходимо подготовить 120 учителей для казахских начальных школ, а обучается 110 человек, для казахских НСШ план 150 человек, а обучается 79 человек.(в упоминаемой выше Справке Облоно указан план подготовки на курсах учителей начальных классов 120 человек (все казахи), а на курсах учителей неполной средней школы – 180 человек, из них 150 казахов. Но это плановые цифры на 30 мая 1944 года, набора еще не было).
Кроме того, совершенно нет курсов подготовки учителей для русских школ, в которых ощущается большой недостаток. Отмечается. что более 202 учителей работает не по специальности. Низкий образовательный уровень многих учителей требует большой работы по повышению их квалификации через заочное обучение. Однако с этим дело плохо.
В педучилище должно заочно обучаться 467 человек, учится 133 учителя. В институте (имеется в виду Актюбинский учительский) должны обучаться 603 человека, а обучается 142. Такое положение объясняется не только их (учителей) общим недостатком, но и отсутствием должного внимания и заботы об улучшении материально-бытовых условий учителя. Именно этим объясняется уход с учительской работы, а иногда прямое бегство учителей из школы (Ключевой, Ново-Российский, Степной, Хобдинский районы).
4.Состояние учебно-воспитательной работы
Качество этой работы не соответствует требованиям. Учебное оборудование и имущество школ не сохраняется, содержится бесхозяйственно и не ремонтируется вовремя. В результате даже крупные средние школы не имеют учебных кабинетов и элементарного оборудования для опытов и практических работ.
Значительно ослаблена за годы войны работа по антирелигиозному и интернациональному воспитанию и, как следствие, в последнем учебном году имелся ряд проявлений антисемитизма в школах Актюбинска (СШ №11, НСШ №№7-14).
Последние указания партии и правительства о перестройке учебной работы, об отмене соцсоревнования в учебе, о введении пятибалльной цифровой оценки знания, о запрещении оценивать работу школ и учителя по процентам успеваемости и т.д. в школах области полностью не реализованы, а в некоторых отдельных школах (особенно Иргизского района) часть учителей даже не знакома с ними.
Знания учащихся не являются глубокими и прочными, контрольные работы на испытаниях выпускных классов показывает, что значительное количество учащихся не имеют достаточных и прочных знаний. Приводятся ряд примеров неуспеваемости.
5.Подготовка к новому учебному году
Отмечается, что подготовка к учебе в прошлом году затянулась и была проведена на невысоком уровне. Горячие завтраки были 2-3 месяца только в 38 школах.
Короткое послесловие.
1.Хотя в войне уже наступил решающий перелом, но жизнь людей в тылу не стала легче, а у многих, быть может, и тяжелее. Только этим можно объяснить то, что многие не могли ходить в школу и (или) отсеивались в ходе учебного года. Об этом в документе сказано коротко, но прямо. Материальные трудности и лишения были не только в том, что не было одежды и обуви, но и в том, что детям во многих семьях надо было работать и помогать взрослым, а очень часто – одной матери.
2.Недостатокв учительских кадрах также был вызван. в основном, войной. Многие мужчины-учителя были призваны в РККА, а детей в школах училось и выпускалось с неполным средним и средним образованием все меньше. Просто некому было идти учиться в педучилище и учительский институт. Ведь и по многим другим специальностям и профессиям тоже был очень большой недостаток. На Актюбинский ферросплавный завод рабочих и квалифицированных грузчиков найти не могли в необходимом количестве.
3.Актюбинская область еще оставалась во многом глухой провинцией, в силу чего профессиональный уровень учителей, и их подготовки был очень низок. И вся окружающая действительность, особенно районной жизни, была такова, что нам и представить очень трудно.
Но следует помнить, что еще в начале 30-х годов очень значительная часть населения была вообще неграмотна, только тогда массово пошло всеобщее обучение людей грамоте и дети (особенно в районах) стали получать начальное образование.
И если бы не война, к которой страна начала активно готовиться еще за несколько лет до ее фактического начала, то все было бы совершенно иначе.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №1, арх. дело №188
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/GvmK/NQMyfmum5
или
https://drive.google.com/drive/folders/1qNwXWWFf0fPSWiWjjAZ3rUtDyFEbZG7N?usp=sharing
Комментарии
1944 год. Обзорный материал о народном образовании Актюбинской области — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>