1943 год. Протокол заседания бюро Актюбинского обкома партии от 25 июня
Протокол бюро Актюбинского обкома партии №200 от 25 июня 1943 года. Протокол приобрел несколько обновленный вид, и на этом заседании бюро наряду со всеми другими вопросами, рассматривались персональные дела коммунистов. Ранее это оформлялось отдельным протоколом под своим номером.
Первый секретарь Иночкин отсутствует, вместо него второй секретарь Тайбеков. Впервые в протоколе заседания от 18 июня появился член бюро Н.Зеленцов, в данном протоколе также есть его фамилия (о нем скоро будут материалы).
Постановление о представлении работников здравоохранения области к союзной и республиканской награде а связи с 25-летием советского здравоохранения.К союзной награде представлено 11 человек, среди них зав. облздравотделом Тогузов Тимофей Умарович и зав горздравотделом Белова Вера Никитична (она в этой должности с довоенных лет).
К республиканской награде представлено 16 человек, в том числе несколько медиков эвакогоспиталей, размещенных в Актюбинской области. Шабак-Спасский Серафим Алексеевич – начальник госпиталя №3985 ст.Кандагач Ключевого района, Воробьева Софья Борисовна – начальник 3-го отделения госпиталя №1035 Мартукского района, Федоров Алексей Александрович – ведущий хирург госпиталя №3601 г.Актюбинска, Мосцепан Евдокию Павловну – начальник медчасти госпиталя №3600 Ключевого района, Мирославского Моисея Яковлевича – начальника госпиталя №3601 г.Актюбинска. Четыре эвакогоспиталя.
Далее идут постановления, тексты которых прилагались отдельно. В архивном деле есть только 4 из них.
Постановление о дополнительном посеве проса и рыжика.
(Рыжик посевной – это, оказывается однолетняя трава семейства капустных, чрезвычайно богатая многими незаменимыми веществами, содержит 27% протеина, скороспелое растение высотой от 40 до 80 см., очень нетребовательное к вредителям. Как можно понять, очень качественная кормовое растение. Подробно о рыжике ЗДЕСЬ )
Постановление о дальнейшем улучшении работы местной и кооперативной промышленности по выпуску товаров широкого потребления в установленном ассортименте.
Постановление о мероприятиях по отгону скота на зимние пастбища и передержку на 1943-44г.г.
Постановление о возвращении эвакуированного скота в освобожденные районы Сталинградской области.
Постановление об утверждении плана продажи колхозами продуктивного скота для подсобных хозяйств промпредприятий и учреждений в 1943 году.
С постановления №20 и по 39-е идут решения по персональным делам коммунистов.
Наиболее интересные из них.
Александров Владимир Сергеевич, начальник депо ст.Челкар, исключен из кандидатов за бытовое разложением и за нетактичное поведение на заседании бюро райкома. Установлено, что он имел близкую связь с женой подчиненного На заседании партбюро, где рассматривалось поступившее заявление об бытовом разложении Александрова, он отказался отвечать на вопросы. Бюро обкома, учитывая чистосердечное признание, решение об исключении отменило, кандидатом восстановило, указав ему на его непартийное поведение.
Аккушкаров Ураз кандидат партии с 1932 года (!), до ухода в Красную Армию работал плотником Актюбхимкомбината, на день рассмотрения нер аботал, инвалид отечественной войны 2-й группы.
26 февраля 1943 года бюро Ключевого райкома исключило его из кандидатов партии за то, что он, будучи в рядах РККА, скрывал, что является кандидатом и 14 месяцев не платил членские взносы.
Бюро обкома установило: В январе 1942 года Аккушкаров был призван в ряды Красной Армии и зачислен в русскую часть. Русским языком он владел очень слабо, ввиду чего за 3 месяца пребывания в рядах Действующей Армии и за 6 месяцев пребывания в госпитале он никому не заявлял о своей партийности. Решение об исключении Аккушкарова Ураза отменили, в кандидатах партии его восстановили и поручили Ключевому райкому получить от него партвзносы ( могли бы и в райкоме разобраться).
Аристархова Мария Алексеевна, член партии, в момент возникновения дела работала зав. пекарней №5 г.Актюбинска. Была исключена горкомом за отказ выехать уполномоченным в колхоз для проведения сева. На бюро установлено, что она представила справку о болезни матери, требующей постоянного ухода, при проверке выяснилось, что ее мать в постороннем уходе не нуждается и у нее есть вторая дочь, которая нигде не работает. Учитывая, что Аристархова допущенную ошибку осознала и дала обещание поехать в колхоз, бюро ее восстановило в партии, не дав никакого наказания.
Зайчик Иван Антонович, табельщик на разъезде №8 Оренбургской дороги. Исключен Джурунским райкомом из кандидатов за невыполнение партийных поручений. Установлено, что в начале января 1943 года райком вручил Зайчику письмо казахского народа фронтовикам-казахам, чтобы передать его секретарю парторганизации для обсуждения среди рабочих и служащих разъезда. Отдал письмо только 11 февраля, а 12-го секретарь первичной парторганизации поручил Зайчику срочно отвезти письмо в райком, что тот отказался сделать, мотивируя занятостью по работе. Бюро обкома восстановило его кандидатом партии, объявив выговор за недисциплинированность (еще один наглядный пример, как очень жестко подходили нередко в райкомах, применяя самую крайнюю меру при незначительных нарушениях).
Дойсенов Айтжан, член партии с 1931 года, был начальником отделения почты в ауле №12 Карабутакского района, на день рассмотрения – председатель Арал-Тюбинского сельсовета в том же районе. Установлено, что против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в спекуляции. 15 сентября 1942 года Актюбинская облпрокуратура дело прекратила за отсутствием состава преступления. Поэтому решение райкома о его исключении отменили, в партии восстановили.
Асаулов Даулет, член партии с 1926 года (!), работал председателем аулсовета №21 Уильского района. Установлено: Пользуясь своим служебным положением, выдал справку своему брату Бенжегали, что он 1927 года рождения, а не 1924-го, как было на самом деле.
Кроме того, хорошо зная, что во вверенном ему аулсовете скрываются от мобилизации в Красную Армию военнообязанные Текекузов, Имашев, Исалиев, не принял никаких мер к их задержанию. За все это Военный трибунал Актюбинского гарнизона Южно-Уральского военного округа приговорил Асауова Даулета к 7 годам лишения свободы. Исключение утвердили.
Молдиев Угайса, работал председателем колхоза «Копа» Уильского района. Установлено, что он халатно относился к своим обязанностям и, чтобы скрыть свое бездействие, дал ложные сведения, что скот кормами обеспечен при фактической их нехватке 1500 центнеров. Только за период с декабря 1942 по январь 1943 года в колхозе пало от истощения 630 голов скота.
Кроме того Молдиев зарезал для себя двух колхозных овец, взял из кладовой колхоза 48 кг. хлеба. Он был арестован и привлечен по ст.109 УК РСФСР (Злоупотребление властью или служебным положением). Исключение из членов партии утвердили.
Кошенов Зиетдин, член партии с 1927 года, работал председателем колхоза «Кенесту» Темирского района. Установлено, что Кошенов, пользуясь служебным положением, взял из кассы колхоза для личных нужд 4272 рубля, помимо банка израсходовал для нужд колхоза 53179 рублей.
Он не обеспечил благополучную зимовку скота, скот систематически не докармливался и не поился по несколько дней, в результате чего пало 77 овец и 18 голов крупного рогатого скота. 16 апреля 1943 года Темирский райнарсуд приговорил Кошенова к 2 годам лишения свободы. На основании постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 января 1942 года исполнение приговора приостановлено и он направлен в ряды Красной Армии. Исключение из партии утверждено.Исаев Михаил Тимофеевич, 1895 г.р., член партии с 1920 года (!), работал председателем колхоза имени Байганина Темирского района.
Установлено, что будучи председателем колхоза, не принял соответствующих мер к сохранению поголовья скота, зараженный чесоткой и другими болезнями скот не отделял от здорового, скот кормился недоброкачественным сеном и своевременно не поился. Вследствие этого пало 110 овец, 32 головы крупного рогатого скота и 3 лошади. Не выполнил установленное колхозу задание по вывозу из глубинки 350 центнеров хлеба. 19 мая 1943 года Темирский райнарсуд приговорил Исаева к 1 году и 6 месяцам лишения свободы. На основании постановления Верховного Суда СССР исполнение приговора приостановлено с направлением его в ряды РККА. Решение об исключении из партии утверждено.
Многочисленные кадровые решения, многие из них – об утверждении женщин.
Гуськома Вероника Александровна утверждена зам. заведующего Облздравотдела и облгоссанинспектором.
Аманбаеву Улмекен от работы инструктора отдела пропаганды и агитации обкома партии по семейным обстоятельствам. О ней на сайте материал Улмекен Аманбаева. Призвание – учитель
Черная Ольга Степановна утверждена первым секретарем Темирского райкома комсомола.
Полтора десятка назначений председателей колхозов и несколько — директоров совхозов .
Зарецкий Яков Захарович утвержден директором железнодорожного училища №6 вместо Козлова А.А., призванного в ряды РККА.
Дуржанов Ахмеджан утвержден директором Берчогурского рудоуправления, а Буданцов Василий Евграфович – главным инженером Берчогурского шахтоуправления.
Бурдакова Владимира Ивановича утвердили директором средней школы №13 г.Актюбинска, освободив его от работы директора Мартукской средней школы в связи в Актюбинск по состоянию здоровья.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №6
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/Dvg2/6sPssg38r
или
https://drive.google.com/drive/folders/1NWVAjFPRwXQVqztc1Wl7_8Op59q5dD7R?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Протокол заседания бюро Актюбинского обкома партии от 25 июня — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>