1943 год. Доклад о политико-моральном состоянии милиции Актюбинской области за май
Это последний имеющийся документ по тому же вопросу за этот год, датирован 27 мая 1943 года, адресован начальнику Политотдела УМ НКВД Казахской ССР майору милиции Лупеву и секретарю Актюбинского обкома партии Иночкину. Гриф «совершенно секретно».
Полное название: «Доклад о политико-моральном состоянии, служебной дисциплине личного состава и партийно-политической работе подразделений милиции Актюбинской области за май 1943 года».
Подписан начальником политотдела АОУМ НКВД старшим лейтенантом милиции Гороховым (зам. начальника облмилиции был в командировке).
В этом документе также немало интересных фактов.
Служебно-оперативная работа.
По угрозыску зарегистрировано 85 преступлений, на 167 меньше, чем в апреле (То есть в апреле было зарегистрировано 252 преступления по линии угрозыска).
Раскрыто в мае из 85-ти преступлений 74, что составляет 87%.
(Как отмечалось в размещенном ниже докладе за март, в том месяце был очень большой рост зарегистрированных преступлений. Это произошло за счет польских граждан, которые отказались получать советские паспорта и, в соответствии с приказом НКВД СССР №00265, привлекались к уголовной ответственности за проживание без паспортов. Видимо, аналогичное положение было и в апреле, а в мае все вернулось в норму)
По Актюбинску в мае совершено 40 преступлений, из них раскрыто 33, т.е. 80%.
Из зарегистрированных по области 37 краж раскрыто 32, в документе отмечено, что раскрываемость краж еще на низком уровне.
По линии ОБХСС.
По спекуляции по области (ст.107 УК) возбуждено 10 дел на 16 человек, из которых 15 арестовано. В основном эти дела возбуждались по районам.
За хищение, тайный убой и халатное отношение к содержанию скота возбуждено 15 дел, по ним привлечено 24 человека, из них арестовано 2 человека. Все дела возбуждены в районах, в Ключевом – 8 дел.
За хищение хлеба и семенного материала возбуждено 13 дел на 24 человека, арестовано из них 13.
За злоупотребления продовольственными и промтоварными карточками возбуждено 5 дел, привлечено 5 человек.
За разбазаривание и хищение товаров возбуждено 5 дел, привлечено 7 человек.
Таким образом, всего за май зарегистрировано 58 преступлений по линии уголовного розыска и 48 преступлений по линии ОБХСС, всего 133 преступления.
Притом в мае возбуждено дел по линии ОБХСС несколько больше, чем в январе, феврале и марте.
Это произошло, в основном, за счет раскрытых хищений хлеба и семенного материала.
Два фактора – весна, когда у населения в районах запасов продовольствия практически не осталось, и посевная кампания.
В мае также проводились массовые проверки в области с целью выявления нарушителей паспортного режима и лиц, уклоняющихся от воинского учета. Проверено 18439 домовладений с охватом 79986 человек. Проверено 32 предприятия на 1200 человек.
Выявлено нарушителей паспортного режима 1207 человек, из них нарушителей воинского учета 366.
Из этих 366 человек: не прошедших медицинское освидетельствование 79, дезертиров из оборонных предприятий 61 и дезертиров из РККА 8 человек.
В проверке участвовало 244 работника милиции и НКВД, бойцов местных гарнизонов и работников военкомата – 532, партийно-комсомольского актива – 395 человек.
Далее отмечаются сотрудники, хорошо проявляющие себя на службе. Так, участковый Иргизского РО НКВД организовал группы охраны общественного порядка, через которых за май задержал 21 дезертира из оборонных предприятий и лиц, уклонявшихся от призыва и мобилизации.
Участковый уполномоченный Ключевого РО НКВД Утенов задержал 7 дезертиров из РККА, 4-х из военной промышленности и 3-х уклонившихся от призыва (в армию).
Далее говорится о фактах халатного отношения к службе, служебных проступках некоторых сотрудников милиции. В основном, это побеги арестованных во время конвоирования. Как видно из приводившихся во всех докладах за январь-март и май 1943 года провинившихся работников милиции наказывали дисциплинарным арестом на срок от 3 до 10 суток.
Далее много говорится о партийно-политической работе политотдела среди личного состава.
Приводится в числе прочего такой факт. Парторганизации Джурунского и Темирского райотделений НКВД организовали и направили первомайские подарки бойцам РККА. Ассортимент посылок: яиц 170 штук, табака – 600 граммов, масла 700 граммов и другие предметы, а также направлено 15 индивидуальных посылок.
Очень скудно люди жили, мало что могли оторвать от себя и своих семей на очередной сбор для бойцов Красной Армии.
Итак, подряд размещены доклады о политико-моральном состоянии, служебной дисциплине личного состава и партийно-политической работе подразделений милиции Актюбинской области за четыре месяца 1943 года.
Во всех этих документах дана статистика преступности по Актюбинской области и, частично, по Актюбинску.
Если не считать марта и апреля, когда произошел резкий рост за счет привлечения к уголовной ответственности поляков, то в Актюбинской области за месяц совершалось примерно около 100 преступлений по линии угрозыска и не более 40-50 преступлений по линии ОБХСС.
Среди общеуголовной преступности преобладали квартирные кражи.
(Следует подчеркнуть разницу, по линии ОБХСС – это выявленные, раскрытые преступления, а по линии угрозыска — в принципе все совершенные преступления).
А в совокупности – 130-150 преступлений в месяц. Таков был уровень преступности в нашей провинциальной области в тот военный год.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №30
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/ARop/D3mqre6Pu
или
https://drive.google.com/drive/folders/1xbRb2m6OX0j7Zr8FdkklPB37bpMmUKv-?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Доклад о политико-моральном состоянии милиции Актюбинской области за май — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>