1943 год. Запрос управления НКВД по Актюбинской области в обком партии по Гуршину
Документ от 11 января 1943 года под грифом «сов. секретно» (поскольку касался кадрового вопроса).
Под запросом стоит фамилия начальника УНКВД Дегтева, но расписался кто-то из замов, видимо. Вторая подпись – начальника СПО (секретно-политического отдела) лейтенанта госбезопасности Юрьева.
Пишут, что 16 сентября 1941 года Актюбинским горкомом партии бывший работник облфо (областной финансовый отдел) Гуршин Иван Никитович за провокационные разговоры на собрании коллектива облфо 23 августа 1941 года был исключен из рядов ВКП(б).
Облуправление просит сообщить результаты решения обкома по этому вопросу.
Можно предполагать, что в 1941-м облуправление НКВД и выявило этот факт, а далее сообщило в горком партии.
Но уголовное дело против Гуршина не возбуждалось, о чем свидетельствует этот документ — 1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 19 декабря (персональные дела)
По Гуршину смотрите листы №16 и 17.
В этот день бюро обкома рассматривало, в числе прочих персональных дел, апелляцию Гуршина (в его присутствии, как и полагалось). Кстати, в тот день рассмотрено много интересных персональных дел.
Вообще, интереснейшая фабула (вернее, жизнь) дела Гуршина.
Итак, дело по апелляции Гуршина Ивана Никитовича, члена партии с 1917 года, 1898 года рождения, бывшего ревизора МТС в облфо, на день рассмотрения дела – нигде не работает.
В 1931 году был исключен из партии и осужден на 8 лет по ст.109 (Злоупотребление властью или служебным положением) и 116 (Присвоение или растрата должностным лицом) УК РСФСР.
В том же году был восстановлен ввиду прекращения уголовного дела.
В 1934 году был объявлен выговор за самовольный выезд в командировку из района.
В 1935 году был исключен в связи с арестом органами НКВД.
В 1939 году КПК по Узбекистану в партии восстановлен.
23 августа парторганизацией и 16 сентября 1941 года бюро горкома из партии исключен за антисоветские разговоры, направленные на дискредитацию руководителей правительства, во время проведения по поручению секретаря парторганизации беседы с сотрудниками облфо.
В ноябре уволен из облфо за халатное отношение к работе.
Бюро обкома, учитывая чистосердечное признание, решение об исключении отменило, в партии восстановило, за безответственное отношение к поручению парторганизации и ведение вредных разговоров объявило Гуршину строгий выговор.
Вот такие дела.
Поскольку на человека в НКВД бумаги имелись, то, видимо, для того, чтобы закрыть вопрос, и запросили решение бюро по нему.
Если бы Гуршин был привлечен к уголовной ответственности, то последовало бы исключение его из партии, протокол лег бы в дело, а у НКВД не было бы оснований для запроса.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №32
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/LZMN/t9RsroZt6
или
https://drive.google.com/drive/folders/1njZ7i71-bnmdSHCKJ0jdWkIOfNyxjeet?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Запрос управления НКВД по Актюбинской области в обком партии по Гуршину — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>