Женис Сейтпагамбетов: видный нефтяник региона
Женис Сейтпагамбетов родился 9 сентября 1945 года в селе Жаркамыс Байганинского района Актюбинской области Казахской ССР.
В 1964 году окончил одиннадцать классов Жаркамысской средней школы. С 1964 года по 1965 год работал водителем второй нефтепоисковой партии.
В 1965 году поступил в Казахский политехнический институт имени В.И. Ленина. Свою трудовую деятельность начал после окончания института в 1970 году оператором по добыче нефти нефтепромыслового Управления «Кенкияк» объединения «Эмбанефть», в этом же году преобразованного в нефтегазодобывающее Управление «Кенкиякнефть».
В 1981 году нефтегазодобывающее Управление «Кенкиякнефть» вошло в структуру вновь созданного объединения « Актюбинскнефть».
В течение 23 лет, пройдя трудовой путь от оператора по добыче нефти до начальника нефтегазодобывающего управления «Кенкиякнефть», внес огромный вклад в развитие и становление этого предприятия. 80-е годы месторождение Кенкияк являлось полигоном для опытно-промышленного внедрения нового метода разработки месторождений: закачки пара в пласты. Полученные результаты легли в основу заключения об эффективности данного метода в целом.
Как руководитель основного градообразующего предприятия поселка Кенкияк, в структуру которого входило жилищно-коммунальное хозяйство, баня, спорткомплекс, музыкальная школа, детские сады, обеспечивал надлежащие социально-бытовые условия для нефтяников и членов их семей.
В 1993 году, в соответствии с оценкой деловых и организаторских способностей, был назначен главным инженером — заместителем генерального директора, в 1994 году — первым заместителем генерального директора ПО «Актюбинскнефть», а в 2002 году старшим заместителем генерального директора ОАО «СНПС-Актобемунайгаз». Возглавлял координацию всех работ по добыче нефти, сбору, подготовке и транспортировке по месторождениям, внедрению новой техники и технологии, разработку планов по производству, реконструкции и модернизации имеющихся мощностей.
Продолжая активную производственную деятельность, Сейтпагамбетову удалось защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, затем в 2004 году защитить диплом на присвоение ученой степени доктора технических наук (диплом серии Р.Д. № 0003404). Является почетным профессором Казахского национально-технического университета имени К.Сатпаева. почетным профессором Актюбинского университета имени А. Жубанова.
Член-корреспондент международной инженерной академии, имееет научные труды, опубликованные в республиканских и российских журналах, авторские свидетельства на изобретения «Скважинный фильтр», «Штанговая насосная установка», «Скважинная штанговая насосная установка».
Проявлял взвешенность решений, настойчивость в достижении поставленной цели на всех этапах работы. Его имя занесено в Нефтяную Энциклопедию Казахстана наряду с именами других уважаемых известных нефтяников Республики. Посильный личный вклад внес в развитие нефтяной отрасли Актюбинской области и Республики Казахстан. Почетный гражданин Байганинского и Темирского районов.
За вклад в развитие отрасли награжден высокими государственными наградами: орденом «Почета» в 1991 году, медалью «Ерен енбеп ушш» в 2001 году, юбилейной медалью «Астана» в 1998 году, памятным нагрудным знаком «Казакстан мунайына 100 жыл» в 1999 году, «Ветеран труда» в 1990 году, в 2009 году награжден орденом Парасат».
Являлся депутатом маслихата Актюбинской области.
***
Женис и кенкиякская нефть
Нефтяная отрасль для Жениса Сейтпагамбетова — это его жизнь. Судьба словно сама предрекла с самого начала быть ему нефтяником, и точка. В селе Жаркамыс Байганинского района, где он родился, окончил школу, уже тогда, в 60-х годах, базировалась нефтепоисковая партия, которая вела разведочно-буровые работы на месторождении Акжар на глубине 600—1 200 метров. С видом на нефтевышки в окрестности села мальчишка каждый новый день засыпал и просыпался. И это не могло не зародить в нем постепенно желание стать добытчиком «черного золота». Не случайно по окончании школы, не мешкая, Женис пришел к буровикам и твердо сказал: «Возьмите меня к себе на работу». Повезло, поскольку им нужен был шофер, а он как раз параллельно с учебой в школе посещал до этого вечерние курсы водителей. Так что полученные вместе с аттестатом водительские права оказались как нельзя очень кстати.
Пойти на заработки сразу же после школьной скамьи подтолкнули и семейные обстоятельства: отец — инвалид, фронтовик Финской войны, братишки и сестренки еще маленькие, одна только мать была главной кормилицей большой семьи из 13 человек. Но с ее мизерной зарплатой уборщицы в 35—40 рублей не всегда удавалось сводить концы с концами.
Год работы у буровиков стал переломным для Жениса. Он понял, что ему надо учиться дальше, чтобы постигать науку нефтяного дела. Как-то после работы, когда собралась вся семья, он поделился своими мыслями на этот счет. Дедушка с матерью тут же поддержали его: «Конечно, сынок, тебе надо расти, езжай, учись».
Так оказался в Алматы: в политехническом институте сдал документы на специальность горного инженера. Другой подходящей тогда и не было. Лишь через три с половиной года данный факультет разделят, и появится еще одна специальность «Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений». Не раздумывая, перешел туда.
В 1970 году дипломированного специалиста направят в Гурьевскую область в Макат. Но, внимая просьбе Жениса, которая касалась его семейного положения, руководство «Эмбанефть» позволит работать ему в Кенкияке. Как-никак оттуда до родного селения Жаркамыс уже было рукой подать — всего 100 километров.
В Актюбинской области после Жаксымая, Шубаркудука Кенкияк-надсолевой был третьим по счету месторождением, которое только-только осваивалось. Поэтому какого-то цивилизованного обустройства здесь еще не было. Словом, ни кола ни двора. Само нефтепромысловое управление находилось в одноэтажном камышовом бараке, в котором в тесных комнатушках по четыре-пять человек сидело. Действовало тогда на месторождении всего несколько скважин. Первая продукция отсюда пошла по нефтепроводу Гурьев — Орск лишь в декабре 1967 года. Безусловно, тут на особые привилегии рассчитывать не приходилось, будь ты и дипломированный специалист. «Вот твой участок, будешь на первых порах оператором 4-го разряда по добыче нефти. А там посмотрим, как себя покажешь», — сказали ему, принимая на работу. Впрочем, после Жаркамыса камышовые бараки, полевая еда Женису были не в диковинку, и трудности, какие ни были, его не испугали. Работал посменно день и ночь. Обслуживали в то время пять-шесть групповых установок.
Заметили его старание и настойчивое желание работать. Буквально через четыре с половиной месяца его назначили сменным инженером, потом начальником базы производственного обслуживания… Руководство управления постоянно наведывалось к эксплуатационщикам, не засиживалось в кабинетах: у руля тогда стоял опытный, грамотный руководитель Иван Николаевич Кочерава. Его специально направили в Кенкияк из Гурьевской области как прекрасного знатока нефтяного промысла. Главным инженером при нем, его правой рукой был Юрий Казаченко. Кстати, Казаченко позднее станет первым секретарем Мангистауского обкома партии. Вот с такими корифеями нефтяной отрасли, профессионалами довелось работать с первых же дней Женису Сейтпагамбетову, набираться у них опыта.
Вообще с 1978 года на территории бывшего Союза месторождение Кенкияк считалось первым экспериментальным полигоном, где применяли термический метод добычи — закачку пара. Лишь потом будут Ухта, Каражамбас. Проект этот был разработан, поскольку здесь из-за вязкости продукта, особенных свойств сырья извлечь нефть из пласта было не так-то просто. Поэтому в недра закачивали горячий пар и за счет его температуры снижали удельный вес извлекаемого сырья. Фонтановый способ добычи на месторождении тогда еще не применялся. Кенкиякское месторождение стало местом исследования ученых. Этим занимались многие институты Союза. В частности, Краснодарский НИИ «Союзтермнефть» создал даже свой филиал в Кенкияке. Приезжали сюда ученые из Москвы, Татарстана, Уфы. Это были в основном корифеи науки именно по термическому методу добычи нефти. Они консультировали, проводили опыты, практиковали научные достижения на практике.
Помнит Женис Сейтпагамбетов, как приезжал к ним даже председатель Госплана СССР Байбаков и целая с ним свита высокого начальства из столицы. Они ознакомились с производством, провели здесь же на месте оперативное совещание. В те годы за счет термического метода все-таки удалось нарастить объем добычи кенкиякской нефти. На рост продукции повлияло и создание еще нескольких буровых эксплуатационных бригад, которым ежегодно удавалось сдавать в эксплуатацию по 50—60 скважин с глубиной залегания нефти до 400 и более метров. Общее количество скважин в 1978 году, когда Женис Сейтпагамбетов работал уже главным инженером НГДУ, было около 340.
Так или иначе, кенкиякская нефть нет-нет да показывала свой норов, несмотря на присутствие на месторождении ученых-исследователей из всевозможных НИИ. Однажды при закачке пара случилось непредвиденное: на 155-й скважине произошел открытый выброс фонтана чистого горячего пара. Не могли его одолеть своими силами. Специальную службу даже вызывали, а фонтан — ни в какую. Два месяца бил ключом в высоту 25—27 метров, оседая в радиусе нескольких метров горячим дождем. К устью фонтана вовсе нельзя было подойти, пока не обратились за помощью к азербайджанским специалистам, которые в этом деле собаку съели.
Нефтяная отрасль в те времена довольно часто подвергалась реструктуризации, тем более если это касалось осваиваемого экспериментального полигона. С разработкой нового месторождения Жанажол в 1981—1982 годах на базе НГДУ «Кенкиякнефть» было создано НГДУ «Октябрьскнефть» с дислоцированием его в городе Кандыагаше. Однако появилось много проблем по Кенкияку из-за отдаленности расстояния. За необходимой справкой, допустим, из Кенкияка людям нужно было приезжать в Кандыагаш аж за 90 километров, а из Жанажола — все 150. Сложно стало управлять на таком расстоянии не только производственными делами, но и решать социальные вопросы. Опять свыше поступил приказ о создании некоего промежуточного нефтепромыслового звена. Но и эта реструктуризация не принесла облегчения. Здравый смысл все же взял вскоре верх, и вышестоящее руководство было вынуждено заново создать ликвидированное НГДУ «Кенкиякнефть» на прежнем месте. А Женис Сейтпагамбетов вновь стал его руководителем.
Потом наступил еще один тяжелый период — распад Союза. «Были случаи, когда по пять-шесть месяцев нефтяники зарплату не могли получить. Тонны сырья уходили за копейки по единственному нефтепроводу Гурьев — Орск, а оплату ждали месяцами, — вспоминает Женис Сейтпагамбетов. — Приходилось не раз выезжать в Орск, чтобы выбивать деньги. Безвылазно сидел там и решал эти и другие экономические вопросы генеральный директор. Впрочем, так лихорадило в тот момент весь Союз. Это был самый тяжелый период для компании».
Чтобы удержаться на плаву, сохранить производство, в течение трех-четырех лет пришлось идти на сокращение штатов, снижение объема добычи. Лишь с обретением независимости республики, привлечением в дальнейшем инвесторов все стало постепенно меняться в лучшую сторону. Осенью 1997 года часть акций АО «Актобемунайгаз» приобрела Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Были подписаны соответствующие документы на правительственном уровне.
Инвестиционные вливания зарубежных партнеров сегодня уже дают хорошие результаты: реконструирован старый, построен второй, строится третий газоперерабатывающий завод. Только на строительство первой его очереди направлено около 72 миллионов долларов США. Ввод нового объекта поможет полностью утилизировать газ и снизить стопроцентно сжигание его в факелах.
— Существовал ли в первое время с партнерами языковой барьер? — спрашиваю у Жениса Сейтпагамбетова. — Как-никак вам лучше знать, поскольку вот уже пятый год, как вы в должности старшего заместителя генерального директора АО «СНПС-Актобемунайгаз».
— Существовал, — улыбается. — Но надо отдать должное нашим партнерам — для разрешения этого вопроса они создали целый департамент, который работает в этом направлении. И это здорово помогло. Сегодня наших казахстанских специалистов направляем на обучение в Китай. В общей сложности 106 студентов ныне учатся в Пекине. В прошлом году был первый выпуск. Что касается китайских специалистов, то многие из них представляют инженерно-технический состав и обучались в России, Украине. Поэтому владеют неплохо русским языком. Отдаю должное их настойчивости — некоторые пытаются изучать казахский, по крайней мере, знают отдельные повседневные слова, здороваются с нами на казахском, и это приятно. Как такового языкового барьера сегодня уже нет.
В целом, по словам Жениса Сейтпагамбетова, за десять лет сотрудничества с китайскими партнерами налажены прекрасные взаимоотношения. И это положительно отражается в деле освоения огромного Актюбинского нефтяного региона, где открываются большие перспективы. На центральном блоке Прикаспийской впадины в ходе разведочных работ в настоящее время обнаружены новые запасы нефти. Это на скважинах Ашисай и Северная труба. То есть сегодня уже заложена основа для новых разработок. «Впереди еще много работы, — говорит Женис Сейтпагамбетов. — Главное — не останавливаться». И этому принципу он следует, пожалуй, всю жизнь. Во всяком случае, первого октября будет ровно 37 лет, как Женис Сейтпагамбетов бессменно трудится в нефтяной отрасли. Член-корреспондент международной академии, он имеет ряд научных трудов, является доктором технических наук. Его имя занесено в Нефтяную энциклопедию Казахстана. Женис Сейтпагамбетов, несмотря на свою занятость, активно участвует в общественной жизни области — он депутат областного маслихата. И в этом году его вновь выдвинули кандидатом в депутаты.
09.08.2007
Жубаныш БАЙГУРИНОВ,
г. Актобе
Источник: http://kazpravda.kz/c/1186605846
Открыть материалы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/HBsH/AVJjrBU9m
или
https://drive.google.com/drive/folders/1QbaGOCiepxyKal5E4j7E2MX_xhf8LzXh?usp=sharing
Комментарии
Женис Сейтпагамбетов: видный нефтяник региона — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>