1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии по разным вопросам от 17 октября
Протокол бюро Актюбинского обкома партии №107 от 17 октября 1941 года. В одном из его решений говорится о лагерях НКВД в нашей области.
Много, как обычно, кадровых решений, часть из них с традиционной уже формулировкой «в связи с призывом в ряды РККА».
Вместо призванного Буянова председателем Темирского горсовета утверждена Матюхина Евгения Степановна. Вместо призванного Шаленова (он ранее зав. Облоно) директором педучилища утвержден Тагиров Гариф Зарифович.
Пост.18 «О снятии с работы зав. Джурунского райфо Кунанбаева». Согласились с решением райкома партии и сняли с работы за злоупотребление, выразившееся в обмене старой фуфайки на новую при сдаче теплых вещей для Красной Армии.
Утвердили Горшколенова Михаила Матвеевича главным инженером, а Товстановского Дмитрия Павловича – начальником Горно-рудного управления Комбината КНВД. Это Донские рудники, как их еще недавно называли.
3 октября, протокол №105, пост.12, было принято решение о созыве пленума обкома партии и сессий советов всех уровней.
Новым решением, п.25 настоящего протокола, изменили дату пленума обкома– назначили на 27 октября, и повестку. Было 3 вопроса (1.О всеобщем военном обучении. 2.Предварительные итоги 1941 сельскохозяйственного года и подготовка к новому. 3.Политическая пропаганда и агитация в военное время. Первый секретарь обкома Инночкин был докладчиком по второму вопросу.). Теперь в повестке был один, важнейший, вопрос: «О партийно-политической государственной работе для обороны страны». Докладчик Инночкин. К протоколу прилагаются утвержденные Календарный план и Список представителей.
Постановление об утверждении статотчета областной парторганизации за третий квартал. Отмечается множество недочетов в работе, в частности, в 7-ми райкомах имелось 30 заявлений о приеме к кандидаты и 40 – в члены партии, но в сентябре не было рассмотрено ни одно.
Всего по области за квартал было принято кандидатами 67 человек, из них 5 рабочих, 13 колхозников, служащих 43. А женщин из них всего 11. Т.е. по-прежнему рабочие и колхозники составляли меньшинство, несмотря на решения вышестоящих партийных органов.
Постановление «О выполнении плана заготовки картофеля и овощей». Планы не выполнялись, заготовки были под угрозой срыва. Так, на 15 октября годовой плана по картофелю был выполнен на 23%, по овощам на 40%. При этом имелись решения ЦК партии и Совнаркома СССР о дополнительной оплате труда колхозников и постановление от 24 сентября (не указывается, чье) об оплате труда колхозников, занятых на копке и вывозе картофеля, натурой. В постановительной части перечислено много мер, направленных на исправление положения.
Очень интересен пункт 4, которым обязывались руководители заготовительных организаций, предприятий области обеспечить своевременный вывоз овощей и картофеля, отпущенного им по нарядам из глубинных пунктов, используя весь свой автогужевой транспорт. В числе этих предприятий указаны Комбинат НКВД, Актюблаг НКВД, Донской рудник (по-разному называли), Военлаг Кимперсай. Актюблаг входил в состав Комбината НКВД. Эта структура называлась по-разному, как видно из многих размещенных на сайте документов. Чаще использовалось название — Строительство Актюбинского Комбината НКВД, периодически – Лагерь и Строительство Актюбинского Комбината НКВД. И в документах Политотдела использовались оба названия. В те времена вообще все это было гораздо проще, предприятий и организации назывались в документах, то так, то эдак, даже в партийных документах зачастую даже инициалы людей не указывались. Стиль времени, документов писалось и печаталось множество, а штаты были совершенно небольшие, — главное, чтобы суть была понятна.
Актюблаг НКВД был создан, судя по всему в 1940-м году, когда весной были приняты решения о строительстве Актюбинского завода ферросплавов.
Именно такое название Военлаг Кимперсай появляется в размещаемых документах впервые. Но видимо именно об этом лагере, точнее о его создании, упоминалось в протоколе бюро обкома от 3 сентября 1941 года, №99. Находится ЗДЕСЬ
Тогда было принято постановление «О мероприятиях по усилению строительства угольных шахт на Курашасайском месторождении». Две шахты строились и вновь закладывались еще четыре с производительностью 50 тысяч тонн каждая. Утвердили график работ и сроки сдачи этих объектов. Из двух уже строящихся одна должна быть сдана в эксплуатацию в декабре 1941, вторая – в феврале 1942 года, мощностью по 100 тысяч тонн каждая.
Очень интересны пункты 4 и 5 резолютивной части документа:
п.4.«Обязать нач. Актюбинского облуправления НКВД тов. Дегтева, нач. лагерей тов.Кий выделить 1500-2000 военнопленных для УНШ. Вместе с УНШ выбрать площадку под лагерь военнопленных, обеспечить обнесение его колючей проволокой и необходимым транспортом».
п.5. «Имея возможность использования военнопленных на строительстве железнодорожной ветки от разъезда №40 до шахт Курашасая, поручить тов.Аверину немедленно сделать сметно-финансовый расчет и представить в наркомат технико-экономическое обоснование требуемых кредитов». Аверин – это управляющий управления строительства шахт (УНШ). Так же просили зам. наркома угольной промышленности СССР Абакумова (куда входило УНШ) о выделении кредитов, леса и прочего, все изложено по пунктам. Председателю облисполкома поручали ускорить оформление отвода земель под шахты, поскольку они принадлежали колхозу «3-й Интернационал». Поручили начальнику Облсвязи Каратееву на договорных началах с УНШ за счет кредитов и материалов заказчика построить телефонную линию Актюбинск- Куращасайское шахтоуправление. Облторгу предложили устранить недостатки в организации снабжения строителей шахт, обеспечить общественное питание, к 15 сентября 1941 года построить овощехранилище на необходимое количество овощей.
Вопрос этот очень важен. До настоящего времени у местных ученых-историков нет никакой ясности, какие лагеря были в Актюбинской области, каков был контингент заключенных и где они использовались. А незнание нередко заменяется мнениями и домыслами.
Постановление «О выполнении плана спецзаказов по артелям облпромсоюза». Спецзаказы – это пошив белья и обмундирования для армии. Дело шло крайне неудовлетворительно, как отмечается в документе. Поэтому и текст постановления жесткий. Очень интересно; в п.1 постановительной части обязывают перевести в двухдневный срок промартели на 2-3 сменную работу и 10-часовой рабочий день, а также всемерно расширить число мастерских и укомплектовать их с максимальным привлечением женщин для работы на дому, организовать курсы по подготовке без отрыва от производства и другое.
Постановление «О подготовке к проведению 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции». Была создана комиссия по подготовке. Указаны два лозунга, под которыми проводить празднование. Первый – «Все для фронта, все для победы над врагом». В приложении к протоколу №107 даны утвержденные План подготовки к празднованию и Темы докладов. Докладчиком на торжественное заседание в Актюбинске утвержден Инночкин.
Очередное постановление «О ходе сбора теплых вещей и белья для Красной Армии». Дела со сбором стали еще хуже. За последнюю пятидневку из 8-ми районов области не поступило практически ничего.
Решение «О создании областной комиссии по учету и размещению эвакуированного оборудования». Председатель – Киселев Р.Н.- секретарь горкома.
Постановление «О создании областного комитета помощи по обслуживанию больных и раненных бойцов и командиров Красной Армии». Председатель комитета — Малиновский, секретарь обкома.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №10, арх. дело №13
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/5VnL/Ajw22SckY
или
https://drive.google.com/drive/folders/1u-qDMJYPr763CVFajyQDYf-wfxGUhrn7?usp=sharing
Комментарии
1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии по разным вопросам от 17 октября — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>