1940 год. Экономическое описание Актюбинской области. Том 1, часть 3
Размещается 3-я часть 1-го тома. Включает в себя разделы: Пути сообщения. Связь. Товарооборот. Заготовки. Жилищно-коммунальное хозяйство. Народное образование. Искусство. Здравоохранение. Охота и рыболовство. Бюджет.
В это время еще существовал термин «автогужевой транспорт» и, соответственно, были «автогужевые дороги». В Актюбинской области в 1940 году было11234 километра дорог. Из них: естественно-грунтовых -10516 км., грунтово-профилированных –359 км., грунтово-профилированных, улучшенных добавками -328 км., гравийных — 28 км. и щебеночное шоссе –0,2 км. Из всей протяженности дорог только 220 км. относились к дорогам республиканского значения. В том числе и дорога Темир-Джурун протяженностью 36 км. Темир – это первый город в нашем регионе, немало десятилетий имел большое значение, в первую очередь торгово-экономическое. Но с окончанием строительства в 1939 году железной дороги Гурьев-Кандагач автогужевая дорога потеряла свое значение, и город Темир в целом со временем захирел.
Подробно рассмотрена дорожная сеть районов. Лучшие дороги были, конечно, в северных зерновых районах области.
Важнейшее значение для области имела железная дорога. Протяженность участка Оренбургской ж. дороги была 613 км., в 1939 году закончили участок дороги Гурьев-Кандагач протяженностью 518 км. и в 1940-м приступили к строительству участка Кандагач-Орск протяжением 240 км. Два последних участка открывали очень большие перспективы для экономического развития региона и, как указано в документе, для всего Союза. В первую очередь, из-за богатейших хромитовых месторождений.
Авиалинии. Протяженность внутриобластных авиамаршрутов составляла 1535 км. Также Актюбинск являлся транзитным пунктом, связывающим Москву с Ташкентом, Алма-Атой и с центрами других среднеазиатских республик.
Очень подробно и интересно описываются все виды связи (почтовая, телефонно-телеграфная) Первая телефонная станция на 50 номеров построена в Актюбинске в 1920 году. Ранее в размещаемых документах указывалось, что в 1932 году в областном центре было 180 телефонных номеров. На 1 января 1941 года общая емкость номеров в области — 1324, из них 500 в Актюбинске (задействовано – 451). Имелось 200 неудовлетворенных заявок на установку телефона.
Помимо этого имелось 920 номеров ведомственной связи. В том числе: 400 — комиссариат путей сообщения, 150 – Актюбхимкомбинат, 100 – НКВД, 200 – ГВФ (авиация), 30- «Актюбнефть» (в Темире) и 20 номеров – комбинат НКВД.
В области имелось 10501 радиоточка, в индивидуальном пользовании был 391 ламповый приемник, в том числе 210 – у колхозников.
Товарооборот. Много интереснейших сведений и цифр по дореволюционной торговле в области. Кстати, на ярмарке в 1910 году лошадь стоила в среднем 45 рублей, крупно-рогатый скот – 50 р., овцы – 7 р., козы – 5 р. Самые дорогие были верблюды – 70 рублей.
Подробнейшим образом проанализирован розничный товарооборот в динамике за период 1932-1940 годы. В 1940 году товарооборот уменьшился, что объясняется уменьшением доли централизованных фондов и увеличением доли децентрализованного закупа, который должен был вестись в основном на месте. Но производство товаров в области было слабое и не удовлетворяло потребности населения. Хорошо развивалась потребкооперация.
Очень интересные цифры даны по всем видам заготовок (хлеб, мясо, молоко и прочее).
Раздел Жилищно-коммунальное строительство. В 1910 году в Актюбинске было 2260 домов, в 1939-м – 6668. Первый автобус в нашем городе появился в 1938 году, на начало 1941-го было 5 автобусов. И плюс к этому в авиагородок обслуживался своими ведомственными автобусами.
В Мартуке в 1909 году было 17 маленьких землянок, к 1940-му году он стал одним из развитых райцентров. В 1929 году на разъезде №44 было 2 казармы с десятком жителей. Через 10 лет на основе Акетюбхимкомбината возник рабочий городок Алга с населением около 10 тысяч. В качестве крупного железнодорожного узла развился Кандагач. Развивался Хромтау и в связи со строительством никелевого комбината должен был появиться город Никельтау.
В 1939 году 83% построек в городах Актюбинск, Челкар и Темир были саманные. Из кирпича – менее 2%.
Среднефактическая норма жилплощади на 1 человека в Актюбинске была 3,3 кв.метра.
Раздел Народное образование. До революции охват школами детей составлял 15%., казахских школ не было. В 1940 году имелось 629 школ, из них 414 –казахских и 61 школа – со смешанным обучением. Удельный вес казахов составлял 47% к общему количеству учащихся. Имелось 2726 школьных преподавателей, из них 1336 казахов.
Перечисляются все специальные учебные заведения, имевшиеся в области.
Раздел Рыболовство и охота. Очень интересны сведения по заготовке пушного сырья за 1934-39 годы. В очень больших количествах отлавливался суслик обыкновенный и суслик песчаный, правда, по последнему улов сократился почти до ноля с 375 тысяч в 1935-м. В 1939-м суслика обыкновенного отловили 2,6 млн. штук. Суслики приносили большой вред сельскому хозяйству и, с другой стороны, обладали ценной пушниной.. Указывается. что их и других грызунов можно отлавливать до 10 млн. штук в год. Получается, что степь просто кишела этими грызунами.
Очень были востребованы его шкурки. А зайца земляного добыли 58660 штук, зайца русака – 16,4 тысяч. Какой-то пищухи 9,2 тысячи. И так далее.
Раздел Бюджет. Очень интересные сведения по дореволюционному бюджету нашего края, входившего в Тургайскую область. Есть данные и за 1925-29 годы. Представлена динамика за 1937-40 годы. Как уже было неоднократно видно по размещенным ранее документам, основные поступления в бюджет давал налог с оборота. В 1940 году 73% расходов составляли социально-культурные мероприятия. Это здравоохранение, просвещение и образование, культура и искусство и другое. В бюджете на 1941 год планировались поступления от налога с оборота в размере 52% от всех доходов.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №10, арх. дело №33
Открыть материалы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/KM9N/nym4XM8r1
или
https://drive.google.com/drive/folders/16tKdDAnXFOz0gGyERxuU-5_hCERURiDH?usp=sharing
Комментарии
1940 год. Экономическое описание Актюбинской области. Том 1, часть 3 — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>