1857 г. марта 3. Сообщение оренбургского и самарского генерал-губернатора военному министру о поражении сырдарьинских повстанцев под руководством Д.Нурмухамедова и победе казахов над хивинцами
Впоследствие отношения моего от 11 февраля № 258 честь имею уведомить Ваше выс-во о содержании последнеполучаемых здесь донесений командующего Сырдарьинской линией.
Поражение, понесенное 9 января скопищем мятежного Джанходжи Нурмухамедова, восстановило спокойствие в окрестностях форта № 1; соседние аулы, увлеченные им в бунт, ожидают в страхе заслуженного наказания, старшины их беспрестанно являются с повинной; сам Джан-ходжа и некоторые из его приверженцев удалились на Джан-Дарью, дней за пять езды от форта.
Против них, равно как и для наказания участвовавших в мятеже киргиз, не предпринято командующим линией никаких действий за наступившими вдруг после необыкновенно теплого времени необыкновенно сильными морозами от 20 до 30 градусов.
Между тем, получено известие, что в окрестности бывшего укрепления Ходжа-Нияз явилась партия хивинцев в 250 человек. Подстрекательство хивинцев было, нет сомнения, если не единственной, то главнейшей причиной происшедшего восстания засырских киргиз. Присутствие означенного отряда, ободрив рассеянных, но еще не совершенно усмиренных бунтовщиков, может продлить волнения за Сыром со вредом от того и для спокойствия степи по сю сторону Сыра.
В таких обстоятельствах надлежало бы действовать в отношении к хивинцам быстро и решительно, т.е., прибывшую к Ходжа-Ниязу партию прогнать немедленно; но я не мог дать приказания такого рода по неопределительности высочайше одобренного мнения МИД, мнение это сообщено мне в отношении Вашего выс-ва от 17 июня прошлого года, № 6906. Потому должен был ограничиться предписанием генерал-майору Фитингофу, которое честь имею приложить при сем в копии.
В то же время, как командующий Сырдарьинской линией вынужден был двинуться к форту № 1 для усмирения вспыхнувшего здесь мятежа, на киргиз наших кипчакского рода, зимующих в окрестностях форта Перовский, напала 31 декабря шайка коканцев и коканских киргиз, которая, разграбив аулы, угнала 170 верблюдов.
На этот раз, впрочем, хищникам не посчастливилось, за ними погнались киргизские разъезды наши, находившиеся в 30 верстах от места происшествия; настигнув грабителей, они преследовали их до самого Джулека; здесь произошла схватка, после которой коканцы бросились в бегство, оставив на месте два значка, 16 убитых, несколько лошадей и всех угнанных ими верблюдов. Раненых беглецы успели захватить с собой, а с нашей стороны ранены были при этом начальник 46-й дистанции и 6 простых киргиз.
Это уже второй пример, что киргизы наши сами, без пособий русских, одерживают верх над хищническими шайками, в которых участвуют и коканцы, имеющие значительное преимущество перед киргизами как по вооружению, так и по опытности в военном деле.
Генерал-адъютант граф Перовский.
ЦГВИА, ф. 489, д. 40, лл. 24-25.
Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках (1771-1867 годы). Алма-ата. Наука. 1964
(Сборник документов и материалов))
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
1848-1867 годы
Комментарии
1857 г. марта 3. Сообщение оренбургского и самарского генерал-губернатора военному министру о поражении сырдарьинских повстанцев под руководством Д.Нурмухамедова и победе казахов над хивинцами — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>