1943 год. Меморандум прокурора Актюбинской области в обком партии о масштабных хищениях в системе треста Маслопром
Ранее был размещен материал 1942 год. Справка областного прокурора по делу о масштабных хищениях в Маслопроме
В этом документе, отправленном в начале января 1943 года секретарю обкома партии, облпрокурор достаточно подробно изложил вскрытую систему масштабных хищений в Актюбинском тресте Маслопром и его районных подразделений. Работа по данному делу, сообщал прокурор, еще продолжалась, имелось много других фактов хищений и растрат.
Сегодня размещается документ под таким редким названием. Датирован 6 февраля 1943 года, гриф «Секретно. Весьма срочно. Под стражей».
Такой гриф встречается в документе впервые. Адресован меморандум первому секретарю обкома партии Иночкину и подписан прокурором области Куттумуратовым.
Полное название «О недостаче, хищении и разбазаривании сливочного масла в системе Актюбинского треста «Маслопром» за 1942 г. в количестве — 30 тонн». Объем хищений, в условиях тяжелейшей войны и повсеместных лишений, просто громадный. Этого, вполне возможно, хватило бы для снабжения Актюбинска и всех расположенных в нем госпиталей, воинских учреждений, месяца на три.
Все началось с того, что в августе 1942 года ревизией ревизорами Казмаслопрома на базе Актюбинского Маслопрома была выявлена недостача сливочного масла 8858 килограммов. Причем в акте не было указано, за кем из материально-ответственных лиц числится недостача, руководство треста и базы недостачу не признало, мотивируя неучетом норм естественной убыли и другими существенными обстоятельствами.
Это послужило основанием для назначения бухгалтерской экспертизы (следственными органами), которая своим заключением от 10.12.42г. подтвердила недостачу в 7329 кг.
Но не смогла подтвердить, за кем числится эта недостача, так как за 1942 года на базе сменилось 7 кладовщиков, которые при передаче кладовых масло не передавали по весу, а только ключи. Все это с ведома управляющего треста Маслопром Леванова.
За весь 1942 год только однажды, в апреле, была передача масла по акту от кладовщика Кумок кладовщику Бойченко. Она производилась по распоряжению управляющего треста Леванова и управляющего базы Перепелкина по весу «брутто», а в дальнейшем при загрузке масла в маслотопку должен был выводиться вес «нетто» (чистый вес) с составлением актов на вес тары.
Но такие акты не составлялись. Таким образом, из 440 мест (бочки и другая тара) на тару приходилось около 8 тонн. Указанные руководители знали о недостаче, но надеялись списать ее через производственный отдел, что не удалось из-за ревизии.
Дело было возбуждено 6 декабря.
Кроме этого Леванов и Перепелкин с мая по август разбазарили 350 кг. масла лично для себя и знакомым по запискам (продавали со склада). Для покрытия этого Леванов систематически просил у Облторготдела в счет фондов последнего отпуск масла в розницу эвакуированным и другим группам населения. Далее руководители Маслопрома договаривались с продавцами ларьков, те подписывали фиктивные документы о якобы полученном масле, а фактически получали деньги.
Областной прокурор приводят еще ряд фактов такого рода операций по разбазариванию масла.
Помимо недостачи на Актюбинской базе треста в системе треста Маслопром 1942 году имели место хищение и недостачи 19653 килограмма сливочного масла, а также разбазарено по запискам 1744 кг. По имеющимся фактам недостач управляющий треста материалы укрывал. Так, у мастера Хабаловского маслозавода Волковой была недостача 1 тонны масла, но ее управляющий назначил директором этого маслозавода и в дальнейшем представил к правительственной награде.
Как сообщает прокурор, воровали и в районных маслозаводах. Следствие располагало еще рядом фактов злоцпотреблений Леванова, которые проверялись.
Сообщается, что по настоящему делу арестованы Перепелкин, старший бухгалтер базы Смолин, главный бухгалтер треста Польских, начальник планового отдела Кислер и днями будет арестован главный инженер треста Ухарев.
Облпрокурор пишет: «В данное время нахождение на посту управляющего треста Леванова и оставление его на свободе влияет на ход следствия и не исключена возможность, что Леванов может скрыться. Поэтому считаю необходимым Леванова немедленно заключить под стражу».
Удивительное дело! Дело возбуждено 2 месяца назад, фактов преступной деятельности управляющего треста более чем достаточно, им создана система систематических хищений и растрат во всех структурах треста, а он не только не арестован, но еще не снят с должности и в партии.
Сливочное масло – ценнейший продукт, особенно в годы лишений. В меморандуме облпрокурора ничего не сказано о спекуляции. Но совершенно очевидно, что со складов масло отпускалось по запискам и разбазаривалось иными способами по спекулятивным ценам. Видимо, также было и в розничной торговле. А тем, кто имел возможность получать масло по запискам, скорее всего, также спекулировали им.
В общем, несколько тысяч людей в области в прямом смысле слова жировали.
А было еще и это. 1942 год. Докладная областной милиции о масштабных хищениях на Актюбинском хлебокомбинате
1942 год. Спецсообщение областной милиции о хищениях на Актюбинском мясокомбинате
А также систематически вскрывались факты разбазаривания и хищения скота в колхозах и совхозах. Какого Сталина боялись эти люди?
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №32
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/LZMN/t9RsroZt6
или
https://drive.google.com/drive/folders/1njZ7i71-bnmdSHCKJ0jdWkIOfNyxjeet?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Меморандум прокурора Актюбинской области в обком партии о масштабных хищениях в системе треста Маслопром — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>