Кауфман А.А. Отчет по командировке в Тургайскую область для выяснения вопроса о возможности ее колонизации. Часть 1. 1896 год
Размещается фундаментальное исследование А.А.Кауфмана. В конце ХIХ — начале ХХ века он изучал аграрные отношения в Западном Казахстане.
В данной работе в целом рассматривался вопрос о начале интенсивного переселенческого движения в Тургайской области, процесс аренды земли русскими переселенцами, основание новых поселков в Тургайской области.
Работа уникальна тем, что в ней приводится громадное количество сведений и статистики по жизни нашего региона в конце 19 века.
Это первая часть отчета А.А.Кауфмана. Оглавление, по которому легко сориентироваться, размещено в конце отчета.
Далее идет биография этого незаурядного исследователя и человека, а также небольшой материал о понятии «колонизация». Зачастую через десятилетия смысл понятий меняется на совершенно противоположный, поэтому не бывает лишним понять первоначальный смысл.
Файл в формате PDF — Кауфман А.А. Отчет по командировке в Тургайскую область для выяснения вопроса о возможности ее колонизации.ч.1 1896
Открыть материалы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/JFi3/JUmqtFDrJ
или
https://drive.google.com/drive/folders/1_mVLvEvKZo2Xqt_IA5AjOE5ZhRTonRb2?usp=sharing
Биография:
Кауфман, Александр Аркадьевич (12 марта 1864, Берлин — 18 мая 1919) — экономист и статистик. Родился в еврейской религиозной семье выходцев из Гродно в 1864 г. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1887 — 1894 годы по поручению министерства государственных имуществ занимался исследованиями землепользования и хозяйства крестьян-старожилов и переселенцев в Сибири. С 1894 г. работал по поземельному устройству крестьян в Сибири, а затем и на других окраинах, и по отводу земель переселенцам.
Весной 1905 г. принял участие в аграрном совещании земцев и в выработке проекта аграрной программы партии конституционно-демократической. До 1907 г. работал в партии конституционно-демократической, главным образом, по земельному вопросу.
В 1906 г. за представленную на степень магистра политической-экономики диссертацию «Переселение и колонизация» получил степень доктора. Состоял профессором статистики на Санкт-Петербургских высших женских курсах, где организовал статистический семинарий.
Отдельно издал: «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян западной Сибири» (7 выпуск); «Крестьянское землепользование и хозяйство в Тобольской и Томской губерниях» (1889 — 1894); «Хозяйственное положение переселенцев, водворенных на казенных землях Томской губернии» (3 том, 1895 — 1896); «Переселенцы-арендаторы Тургайской области» (1897); 8 томов командировочных отчетов, посвященных вопросам колонизационной емкости и организации землеотводного дела в различных окраинных районах (1896 — 1903); «Очерк работ по образованию переселенческих участков» (1900); «Крестьянская община в Сибири» (1898); «Переселение и колонизация» (1905); «По новым местам» (1905); «Русская община в процессе ее зарождения и роста» (1908); «Теория и методы статистики» (2-е изд., 1912; немецкая переработка: «Theorie und Methoden der Statistik», 1913); «Аграрный вопрос» (1907 — 8); «Формы народного хозяйства в их историческом развитии» (1909); «Статистика, ее приемы и значение для общественных наук» (1911).
В своих трудах об общине Кауфман проводит мысль, что общинно-передельные формы — не продукт какого-либо внешнего воздействия, а результат естественной эволюции, двигателем которой является земельное «утеснение»; община, как организованный союз, не создает этих форм, а сама слагается вместе с ними. По мнению Кауфмана, община совместима с хозяйственным прогрессом; но он далек от народнической ее идеализации.
В вопросе переселения Кауфман формулировал и развил теорию относительного малоземелья, обусловливаемого кризисом данного строя хозяйства, как основной причины переселения. Критикуя официальное освещение переселенческой политики, Кауфман доказывает, что переселение — не радикальная мера, а лишь слабый паллиатив, не устраняющий острой необходимости культурно-хозяйственного прогресса. Никакое практически мыслимое расширение крестьянского землевладения не может, по мнению Кауфмана, радикально улучшить положение крестьян; это достижимо лишь путем интенсификации хозяйства. В области статистики Кауфман борется против устарелых шаблонов школьной методологии и стремится использовать для ее переработки богатый опыт русской статистики, в создании которого и сам участвовал своими сибирскими исследованиями.
_________________________________________________
Колонизация как явление
Колонизация это процесс освоения и заселения слаборазвитых территорий в эпоху становления и развития капиталистического способа производства. Иногда термином «колонизация» называются процессы заселения малоосвоенных территорий в докапиталистических формациях, кроме того, в первые годы советской власти заселение восточных районов страны рассматривалось как колонизация.
Дореволюционные исследователи переселенческого движения много внимания уделяли анализу понятия «колонизация», но научного определения капиталистической колонизации не дали. Так, А.А. Кауфман согласился с определением, данным немецкими и французскими социологами: «колонизация – это способ развития человечества, распространяющий культуру по лицу земли» (16, 8). Рассматривая теоретические аспекты колонизации, Г.К. Гинс отмечал, что: «фактическая колония – это культурное воздействие европейских наций на азиатские государства или система мер, направленных к скорейшему экономическому и культурному развитию отсталых частей государства», т. е. под колонизацией он понимал «политику всестороннего культурного развития не заселённых и слабо заселённых пространств» (4, 7). Считая при этом, что колонией может быть страна не просто с неиспользуемыми ресурсами, а страна, где отсутствует хозяин. Исходя из этого, колонизацию представляли как вовлечение в оборот мало используемых производительных сил и повышение культурного уровня местного населения. Другой известный исследователь переселенческого движения И.Л. Ямзин писал: «Итак, под колонизацией нужно понимать процесс заселения и использования производительных сил недонаселённых и экономически недоразвитых территорий значительными массами людей, эмигрирующих из более густо населённых областей» (21, 4).
Несмотря на различия определений, почти все дореволюционные авторы сходились в том, что «переселение есть акт частной жизни, а колонизация – государственной» (5, 24). Таким образом, исследователи дореволюционного периода рассматривали колонизацию как процесс заселения, свойственный любой исторической обстановке; процесс переселений из густозаселённых районов в места, где нет населения или его мало и оно плохо приспособлено к условиям жизни; процесс государственный; мероприятия, направленные на развитие производительных сил.
Дальнейшее развитие вопросов колонизации и переселений нашло отражение в работах В.И. Ленина «Развитие капитализма в России», «К вопросу об аграрной политике современного правительства», «Сущность «Аграрного вопроса в России», «Переселенческий вопрос», «Значение переселенческого дела» и многие другие. Вывод, к которому он пришёл, очевиден: колонизация – это один из способов развития капитализма. «Капитализм не может существовать и развиваться без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран … это свойство с громадной силой проявлялось и продолжает проявляться в пореформенной России» (12, 595). Далее В.И. Ленин отмечает: «Развитие капитализма вглубь, т.е. дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности в данной, определённой и замкнутой территории, – и развитие капитализма вширь, т. е. распространение сферы господства капитализма на новые территории» (12, 595). Для этого необходим ряд условий: обезземеливание крестьян в густозаселённой части страны; наличие не занятой массы земли, и поэтому каждый переселенец может превратить её часть в свою собственность; мировое разделение труда, благодаря которому колонии могут специализироваться на производстве сельскохозяйственных продуктов и различных видах сырья, получая взамен промышленные товары.
История России – история колонизации
Дореволюционная Россия служит классическим примером аграрной страны со свойственными ей разнообразными аграрными формами, поэтому и колонизация в России носила преимущественно аграрный характер. «История России есть история страны, которая колонизируется», – так писал В.О. Ключевский об истории Российского государства. На протяжении трёх с лишним столетий, прошедших от проникновения в Сибирь до Октябрьской революции (дореволюционный период), разные народы активно расселялись на российской территории, только на юг европейской России переселилось 11 млн человек. Особенно интенсивно поток переселенцев возрос во второй половине XIX в. – начале XX в., когда заселялись Сибирь и Дальний Восток, что было связано с ростом капиталистической промышленности и процессами колонизации окраин.
Основной путь колонизации в России – переселения. Переселенческое движение прошло пути казённой колонизации, промышленной, торговой и земледельческой (крестьянской) колонизации. На первом этапе заселения Сибири непосредственным толчком движения было стремление к освоению новых промысловых областей, преимущественно пушного характера. «Служилые люди и люди «промышленные и торговые» первыми пришли в Сибирь…. Именно они определяли направление движения» (18, 35). Круг «мотивов освоения», привлекавший людей, стал расширяться. Следующий пашенно-крестьянский «слой» заселения явился началом земледельческого освоения Сибири.
Земледельческое освоение Сибири первоначально имело значение только для разрешения задачи «продовольствования населения» ввиду удалённости от хлебородных районов Московской Руси (15, 60). «…Земли бы им всем давати, чтоб вперёд всякий был хлебопашцем и хлеба бы не возить… Людей взять со всеми семьями и с лошадьми и посадить туто на пашни, и пашни пахать велите на Государя», – сказано в грамоте 1592 г. воеводам (20, 131).
Переселения в Сибирь издавна делятся на два рода: правительственные обязательные, или по вызову и указанию, и вольно-народные. К правительственному способу заселения Сибири принадлежали: высылка служилых людей, казаков, пахотных людей, ямщиков, наконец, преступников (20, 130-131).
Причины, вызывающие движение в среде русского земледельческого населения «обусловлены народными инстинктами, экономическими потребностями и физическими условиями местности». «Около 70 миллионов земли у 30000 крупнейших помещиков и приблизительно столько же у 10 миллионов крестьянских дворов – таков основной фон картины» (13, 307).
Главный побудительный мотив к переселению – «малоземелие во всех его видах». «Крестьянину мало земли: 1) если при отсутствии заработков и земель, которые можно было бы снимать по сходной цене в аренду, он не может со своего надела получить достаточно дохода, чтобы прокормить семью; 2) мало, если рабочих сил в семье больше, чем их требуется для обработки надела; 3) мало, если на собственной земле он не находит возможности вложить имеющийся у него капитал в дело, напр., путём усиления скотоводства» (1, 37). Кроме того, некоторые исследователи выдвигают другие причины: «…боязнь малоземелия…», «погоня за дешёвым простором в полевом хозяйстве, который всегда составлял идеал русского хозяйства…». По мнению большинства, «главная причина переселений – стремление массы крестьян найти выгодное приложение своим рабочим силам на вольной мирской земле» (1, 37).
из статьи М.Ю.Свинарева «Крестьянская колонизация»
Комментарии
Кауфман А.А. Отчет по командировке в Тургайскую область для выяснения вопроса о возможности ее колонизации. Часть 1. 1896 год — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>