1858 г. Из записки заведующего присырдарьинскими казахами надворного советника Осмоловского о важности занятия р. Яны-Дарьи и развития земледелия в этом районе
Хотя в непосредственном отношении к земледелию Яны-Дарьи, относится и р. Куван-Дарья, но мы ограничимся одной Яны.
Нынешний год обрабатывалась земля по обеим сторонам Яны по 35 канавам всеми родами кочующими киргизами в числе около 2 000 кибиток. Предполагая в каждой кибитке по два работника круглым числом и на каждого работника по 4 десятины, мы получили на 4 000 душ 16 000 дес.
Взяв за основание киргизскую засевку, т.е. по 20 ф. проса и от 5 до 6 п. ячменя и пшеницы на десятину, при нынешнем урожае, среднее число которого будет для пшеницы и ячменя сам-8, а для проса — сам-50, мы получим следующие выводы: предположив, что из числа 16 000 дес. засевается только четвертая часть ячменя и пшеницы, на 4 000 душ засеяно под просо 12 000 дес. и ячменем — 400 дес. Урожай нынешнего года проса дал 300 000 п., ячменя и пшеницы — 160 000 п.
Примечание. Кроме того, по Яны-Дарье осталось много канав, по которым не засевалось в нынешнем году.
На Яны-Дарье к своим пахарям прикочевывают на зимовки степные киргизы, число которых простирается до 5 000 кибиток.
Кочевья этих киргиз и пашни земледельцев, от которых зависит благоденствие всех сырдарьинских киргиз, остаются неприкрытыми и [не] защищенными и могут быть ограблены и разорены во всякое время шайками хищников любого из трех ханств. Бухарские караваны, проходящие через Яны-Дарью, подвергаются ограблению и стеснениям хивинского правительства, взыскивающего с них транзитные пошлины.
Кроме всего этого, беспрестанное столкновение на их киргиз с своевольными соседними кочевниками портит первых, которые держатся пока еще [под] нравственным влиянием начальства. Но известно, что нравственное влияние, не опирающееся на физическую силу, не всегда действительно, в особенности в отношении к дикому кочевому племени, которого безопасность не ограждена.
При основании на Яны-Дарье крепости, кроме удобной с Хивой границы с обеспечивающими наших киргиз от всяких их покушений, мы обезопасим караваны и, вместе с тем, защищая наши пределы от набегов хищников и других ханств, можем развить земледелие, устроить кордон и улучшить благосостояние киргиз.
Предшествовавшие нам кокандское и хивинское местное начальства понимали важность Яны-Дарьи. После беспрерывных стычек, кокандцы решились уступить ее хивинцам их, которые выстроили Ходжениуское укрепление. Но допустив хивинцев укрепиться на Яны-Дарье, кокандцы, сознав свою ошибку, делали все зависящее от них, чтобы отнять эту реку и, не успев в этом, запруживали несколько раз исток ее, чтобы лишить хивинцев возможности пользоваться этой местностью.
Надворный советник Осмоловский.
ЦГА КазССР, ф. 382, on. 1, д. 5, лл. 271 и об.
Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках (1771-1867 годы). Алма-ата. Наука. 1964
(Сборник документов и материалов))
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
1848-1867 годы
Комментарии
1858 г. Из записки заведующего присырдарьинскими казахами надворного советника Осмоловского о важности занятия р. Яны-Дарьи и развития земледелия в этом районе — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>