Аничков И.В. Киргизский герой Джанходжа Нурмухаммедов
Этот небольшой исторический очерк был выпущен в Казани в 1894 году. В нем описываются события середины 19 века. Нурмухаммедов был убит в январе 1857 года.
В размещенных на сайте документах фамилия этого батыра упомянута не раз, размещены и некоторые его письма.
Хочется обратить внимание на один интереснейший момент.
На странице 19 очерка Аничков пишет об отряде барона Фиттингофа, что отряд состоял из 300 казаков, 320 человек пехоты, 3 орудий и 3 ракетных станков.(!). Отряд преследовал батыра (Нурмухаммедова) в Кизил-Кумы, но тот успел бежать в хивинские владения.
Автор никаких пояснений, что это за ракетные станки, не дает. Поскольку для него это было, в общем-то, обычное армейское вооружение. В каком-то из недавно размещенных на сайте трудов также встречалось упоминание о ракетах и ракетных станках.
Нам как-то немыслимо представить, что в 19-м веке существовало какое-то там ракетное оружие.
Поскольку тема очень диковинная и практически неизвестная большинству, размещается небольшой материал о ракетном оружии 19 века, в нем имеются и его изображения.
Открыть материалы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/JFi3/JUmqtFDrJ
или
https://drive.google.com/drive/folders/1_mVLvEvKZo2Xqt_IA5AjOE5ZhRTonRb2?usp=sharing
Небольшие выдержки:
«В 40-х годах XIX века ракеты, выпускавшиеся Санкт-Петербургским Ракетным заведением крупными партиями, прочно вошли в состав действующих боевых средств русских вооруженных сил.
К середине XIX столетия на вооружении сухопутных войск, речного и морского флотов России было исключительно отечественное ракетное оружие.
В эту пору оно особенно успешно использовалось в многочисленных войнах, которые вело Российское государство для отражения зарубежной агрессии и расширения своих пределов, в частности для завоевания Кавказа и Средней Азии.
Станки для пуска были легки и удобны для переноски людьми и перевозки на лошадях. Максимальный вес станка с трубой достигал 55-59 кг.»
Для конных ракетных команд Константинов специально разработал облегченную пусковую установку весом около 1 пуда (16,4 кг). Она легко и быстро вьючилась на лошадь.
Дальности стрельбы ракет системы Константинова, созданных им в 1850-1853 годах, были весьма значительны для того времени. Так, 4-дюймовая ракета, снаряженная 10-фунтовыми (4,1 кг) гранатами, имела максимальную дальность стрельбы 4150 м, а 4-дюймовая зажигательная ракета — 4260 м.
Вот такие дела.
Материал о ракетном оружии в формате PDF — Русское ракетное оружие 19 века
Биография автора очерка:
Род Аничковых на Новгородской земле появился рано, и неизменно в течение столетий его представители несли разнообразную службу, владея за то поместьями в Водской и Бежецкой пятинах. Например, Михаил Мефодиевич Оничков в 1601 г. был приставом при шведских послах в Москве. Сын его Филон в 1613 г. был послом Великого Новгорода в Выборге, а в 1624 г. — воеводою в Томске. Василий Иванович Аничков — отец Ивана Васильевича до поступления в военно-юридическую академию был мировым посредником, гласным Боровичского уездного земского собрания.
Иван Васильевич Аничков родился 19 февраля 1863 года. Окончил Виленскую гимназию, а потом восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно посещал лекции на юридическом факультете и занимался археологией под руководством Бранденбурга и Веселовского — известных исследователей русских древностей. В 90-е годы ХIХ в., будучи гласным в суде Боровичского уезда, где у Аничковых было родовое имение, Иван Васильевич принимал активное участие в сооружении моста через р. Мста в Боровичах, собирал средства на памятник А. В. Суворову. Затем служба в Туркестане.
В 1902 г. надворный советник И. В. Аничков при министерстве внутренних дел был командирован в Оренбургскую губернию и Тургайскую область по делу переселения киргизов. Здесь он серьезно заинтересовался историей и бытом киргизов и результатом этих трудов явилось более 20 статей, посвященных праву, быту, истории киргизского народа.
Через несколько лет Аничков переходит к судебной деятельности в качестве члена оренбургского окружного суда и в Оренбурге активно работает в составе местной ученой архивной комиссии. В 1907 г. он возвращается в Новгородскую губернию и с этого времени является членом новгородского окружного суда, участвует в разнообразной деятельности новгородского земства. В 1908г. в преддверии XV археологического съезда возобновляется деятельность ученой архивной комиссии и Иван Васильевич стал одним из самых активных ее членов. В 1910 г. он был избран членом ревизионной комиссии новгородской губернской земской управы, а в 1911 г. — представлял губернское земство в комиссии для заведования новгородским музеем древностей. При его участии разработана очень дельная и серьезная инструкция комиссии по музейной работе.
(с сайта http://www.novgorod.net/~dolgomer/Russian/Im_People/ip11.html)
Комментарии
Аничков И.В. Киргизский герой Джанходжа Нурмухаммедов — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>