1943 год. Справка о рассмотрении решений райкомов на бюро Актюбинского обкома по вопросу исключения из рядов партии
Этот документ подписан заведующим организационно-инструкторским отделом Актюбинского обкома партии Белявским. Даты нет, но из содержания видно, что он составлен в середине июня 1943 года. Ранее был размещен другой документ за подписью Белявского 1943 год. Справка о практике наложения партийных взысканий в районах Будут и другие.
В данной справке анализируется практика исключения райкомами из партии и результаты рассмотрения этих дел на бюро Актюбинского обкома.
С января по 15 июня 1943 года на бюро обкома было рассмотрено 58 решений райкомов об исключении из рядов партии. Из них утверждено исключение по 40 делам, отменено 18.
Из 18-ти отмененных 6 коммунистов восстановлено в партии без партвзысканий, а 12 – с партийным взысканием. (Отменен 31% исключений).
По каким причинам исключали райкомы:
За отказ от службы в РККА – 6 человек (следует пояснить, что речь идет о тех случаях, когда коммунистам предлагалось пойти добровольцем в формируемые на территории Актюбинской области воинские части, например, отдельный батальон автоматчиков и т.д.)
За укрывательство дезертиров – 1.
За антисоветские разговоры – 1.
За злоупотребление служебным положением и хищение – 31.
За халатное отношение к служебным обязанностям – 10.
За утерю партдокументов – 2.
За партийную недисциплинированность – 5.
За пьянство и дебош – 2.
Таким образом, за совершение преступлений исключено 47 человек.
Из 58 человек непосредственно исключены на бюро райкомов, минуя первичную парторганизацию, — 33. (Этого быть не должно, по уставу партии решения о наказании коммуниста должна принимать первичная парторганизация, если она имеется).
В справке приводится ряд фактов неправильного исключения из партии райкомами. Хобдинский РК исключил инвалида отечественной войны Баржегулова за то, что он скрывал свою партийность в Армии и вел антисоветские разговоры (после возвращения по ранению). (Об этом удивительном деле в протоколе №197 от 22 мая 1943 года).
Дело сотрудника милиции Тажибаева, исключенного Темирским РК за отказ выехать в колхоз для борьбы с вспыхнувшей эпидемией сыпного тифа. (О нем в том же проколе от 22 мая).
Дело Жарикова, исключенного Челкарским РК, как не принимавшего никакого участия в партийной жизни. Хотя он отморозил себе обе руки и лежал в больнице (О нем в протоколе №191 от 14 мая 1943 года).
Далее в документе приводятся факты длительной затяжки с высылкой решений райкомов на утверждение в обком партии.
Последний раздел Справки о делах об утере партдокументов. Всего с 1 января по 15 июня обком рассмотрел 22 случая утери партдокументов.
В основном, документы коммунистов пропадали при кражах (в те времена коммунист обязан был всегда иметь партийный документ при себе).
Этот документ перекликается с размещенным вчера постановлением бюро Актюбинского обкома партии от 25 июня «О разборе апелляций и рассмотрении решений райкомов КП(б)К в обкоме об исключении из партии и о фактах произвола со стороны отдельных руководящих работников в отношении коммунистов». Оно прилагается к протоколу заседания бюро обкома №200 п.6 от 25 июня 1943 года.
Справка зав. оргинструкторским отделом Белявского подтверждает: райкомы партии при принятии решений об исключении часто подходили поверхностно и чрезмерно жестко, проявляя то, что бюро обкома назвало в своем постановлении однозначно – произвол.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №89
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/2JGi/JZVNQzhnB
или
https://drive.google.com/drive/folders/1mVAl5WY4-8bxXVJJSHFQibe_T6lF9Ja4?usp=sharing
Комментарии
1943 год. Справка о рассмотрении решений райкомов на бюро Актюбинского обкома по вопросу исключения из рядов партии — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>