1942 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 7 октября (персональные дела)
Протокол бюро Актюбинского обкома партии №162 от 7 октября 1942 года. Большая часть рассмотренных дел этого заседания бюро – о партпринадлежности лиц, совершивших преступление. Еще раз на конкретных фактах можно увидеть картину правоприменительной практики в условиях военного времени.
Нуршаев Танибек, член партии с 1932 года, работал управляющим фермой №4 в овцесовхозе №2 Джурунского района.
Несмотря на наличие заскирдованного сена, он не принял мер к подвозке сена к скотобазам, а дал указание гнать скот для кормления к скирдам, ввиду чего во время буранов пало 643 головы. Нуршаев также не принял мер к спасению поголовья скота от наводнения, вследствие чего погибло две отары в количестве 857 голов. Всего же в период с 1 января по 15 мая 1942 года погибло 6842 головы скота, за что райнарсудом 3 сентября 1942 года Нуршаев был осужден на 2 года лишения свободы.
Альмуратов Нурулла, член партии с 1931 года, работал заместителем директора этого же овцесовхоза №2. Он был прикреплен на время проведения зимовки к ферме №4 и, несмотря на имеющиеся возможности, мер по проведению зимовки скота не принял, скотобазы сеном не обеспечил, а дал согласие управляющему фермой Нуршаеву скот для кормления гнать к скирдам, из-за чего и погибло 643 головы, так же Альмуратов по халатности не принял мер по спасению поголовья скота от наводнения. По тому же делу, что и Нуршаев, он был осужден райнарсудом на 4 года лишения свободы.
Сейтказин Кубатай, член партии с 1940 года, работал председателем колхоза «Жидексай» Ключевого района. В период с января по май 1942 года зарезал и продал 17 голов крупного рогатого скота и 39 овец. Вырученные деньги израсходовал без каких-либо оправдывающих документов. Нарсудом Ключевого района 7 августа 1942 года был осужден на 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Хищение, причинившее крупный материальный ущерб, совершенное ответственным должностным лицом.
Григоренко Сергей Федорович, член партии, работал управляющим фермой №1 Копинского мясосовхоза Ново-Российского района. Не принял прибывший эвакуированный скот и во время сильного бурана предложил гнать скота на центральную усадьбу, ввиду чего по дороге пало 27 голов. Кроме того, Григоренко, несмотря на имеющиеся возможности, не обеспечил скотобазы кормами, в результате от истощения пало 19 голов. За падеж 46 голов крупного рогатого скота он осужден райнарсудом на 3 года лишения свободы (за преступную халатность).
Мамбетов Мажит, кандидат партии, работал сцепщиком вагонов на ст.Кандагач. Договорившись с сопровождающим зерно ащилисайского совхоза, в ночь на 1 июля 1942 года хотел похитить из вагона 4 мешка пшеницы, но был задержан. Выездной сессией военного трибунала Оренбургской железной дороги 11 сентября 1942 года был осужден на 10 лет лишения свободы.
Железная дорога в военное время, в силу стратегической значимости для обороны страны, фактически находилась на военном положении. Действовал Устав о дисциплине и многое другое.
Юридически это было узаконено позже. В целях повышения трудовой дисциплины на железнодорожном транспорте Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги СССР были объявлены на военном положении. Все рабочие и служащие железных дорог объявлялись мобилизованными на время войны и закреплялись для работы на железнодорожном транспорте. На них распространялись все законы, действовавшие в Советской Армии. Кроме того, были приняты соответствующие меры по улучшению использования локомотивов на железных дорогах страны и в тыловых районах фронтов, по сокращению времени их оборота, повышению качества ремонта и т.д.
Поэтому такой суровый приговор Мамбетову в условиях войны был вполне объясним.
Кашовский Иван Харламович, член партии, работал председателем колхоза «Свободный труд» Ключевого района. Ввиду его халатного отношения к своим обязанностям в копнах под снегом осталось просо на 100 га и пшеницы на 50 га, убранный картофель по его распоряжению был завезен в сарай, а когда часть картофеля была прихвачена морозом, то указанию Кашовского без всякой выборки его засыпали в погреб, из-за чего пришло в негодность 195 центнеров картофеля (19,5 тонны). Кроме того, он без ведома райзо и общего собрания колхозников продал 35 валушков (как я понимаю, курдючные овцы-молодняк). Райнарсудом Кашовский осужден на 2 года лишения свободы. 15 мая Актюбинский облсудои и 26 августа 1942 года Верховным судом Каз. ССР приговор оставлен без изменений. Судя по всему, приговор обжаловался подсудимым.
Разумеется, по всем вышеназванным лицам, бюро обкома исключение из партии утвердило.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №11, арх. дело №4
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/8CNr/ysKougyMw
или
https://drive.google.com/drive/folders/13V03MSZ-cZtPoPGmmkNOjFgfprfPgXIV?usp=sharing
Комментарии
1942 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 7 октября (персональные дела) — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>