Донскому горно-обогатительному комбинату 15 января исполнилось 75 лет
Это официальная дата рождения комбината. Именно этот день значится в справке к годовому отчёту за 1938 год.
А история создания и развития комбината, как предприятия, начинается с той отметки, когда в 1940 году неподалёку от месторождения «Алмаз», был заложен посёлок, получивший имя Хромтау.
Сообщение на обёрточной бумаге
Этот регион в мировой и отечественной геологии и литературе именуется Кемпирсайским, а хромитовые месторождения на нём – Южно-Кемпирсайскими. Руда, добываемая и перерабатываемая комбинатом, не имеет в мире аналогов по качеству.
Состояние хромовых руд, особенно ферросплавных сортов, в начале далёких 30-х, было критическим. Правда, в те годы, в реестре Уральского геологического управления было зафиксировано около 400 месторождений, но они были очень мелкими, порой в объёме одного рудного валуна.
Всё началось с открытия Юлией Куразовой хромитов в Актюбинской области. Находку поначалу назвали «Донское-1», геологоразведочная партия перебралась в село «Донское», и работы продолжились. Именно тогда геологи получили первые разведочные результаты, которые радовали – были выявлены три крупные группы месторождений.
Это открытие вызвало на месторождение «Гигант» приток научных работников и специалистов. В 1937 году прибыла группа геологов из Москвы, возглавляемая Г.А. Соколовым, который, после знакомства с месторождением, тут же сообщил в трест «Союзхромит» – организацию, занимающуюся добычей хромитов в 30-х годах, написав сообщение на обёрточной бумаге, так как другой под рукой не оказалось. Он сообщил об открытии богатейших хромитовых руд в Актюбинской области и предложил немедленную организацию трестом добычных работ на месторождениях. Запасы хромовых руд Кемпирсая для Донского ГОКа огромны, на перспективу более 70 лет разработки шахтами.
Профессор Соколов, доктор геолого-минералогических наук, был одним из тех, кто стоял у истоков научных исследований Кемпирсайских хромовых руд. Он автор монографии «Хромиты Урала». И эти исследования хромитов легли в основу научной литературы. Профессор Н.А Павлов и кандидат геолого-минералогических наук Г.Г. Кравченко в 1968 году издали книгу «Хромиты Кемпирсайского плутона». Считается, что она и сейчас является настольной книгой по хромитам для многих геологов.
Разведочные работы для комбината выполнялись организациями Министерства геологии, а открытие и разведка хромитовых месторождений велась в основном силами и средствами крупной восточно-уральской геологоразведочной экспедиции, ВУГРЭ, по заявкам Донского ГОКа. Только после согласования заявки геологическим управлением Министерства чёрной металлургии, к которому относился в то время ДГОК, из бюджета выделялись финансовые средства экспедиции, а министерство геологии Казахстана включало в план работы Восточно-Уральской экспедиции с полным комплексом всех необходимых видов исследований и утверждения запасов.
В результате разведочных работ на месторождениях карьеров «Объединенный», «Миллионный», «Южный» был выявлен дополнительный и значительный (миллионы тонн руды) прирост, что продлевало срок эксплуатации месторождений, а впоследствии привело к повторной эксплуатации карьеров и дополнительной прибыли комбината.
Запасы разрабатываемых сейчас ДГОКом месторождений, карьеров и обеих шахт, были разведаны в советский период до девяностых годов. В девяностые годы ВУГРЭ была ликвидирована.
От Хромтау до Магадана
Первооткрывателем самого крупного месторождения «Алмаз-Жемчужина» был П.П. Долгов и студентка из Грузии Л. Г. Когашвили. Месторождение «Алмаз-Жемчужина» разрабатывалось с 1940 по 2007 год открытым способом. Сейчас отрабатывается шахта «Десять лет независимости Казахстана», это – уникальное по своим параметрам месторождение, с мощными рудными телами, достигающими мирового максимума.
За открытие, разведку и создание надежной хромитовой базы геологи-разведчики дважды становились лауреатами Государственной премии, в том числе и Юлия Куразова, А.К. Конев, Шульгин Степанов и другие. Было время, когда на рудниках работали освободившиеся заключенные. Среди них были грамотные специалисты, буровики, механики, даже профессоры. Среди них и первооткрыватель месторождения никеля, основатель города Норильска – Н.Н. Урванцев. А механик Д.М.Лисконог, запускавший первые экскаваторы, был одним из самых лучших специалистов. Таких работников помнят до сих пор.
Расцвет геологических исследований, разведки и открытий в изучении Кемпирсайского хромитоносного массива приходится на 70-80 годы. В эти годы были открыты самые крупные месторождения: Алмаз-Жемчужина, Миллионное, № 21, –месторождения с самым высоким приростом разведанных запасов. В изучении месторождений широко применялись геофизические методы. Большой вклад в развитие комбината внесли такие геологи, как В.В. Савельев, Л.М.Савицкий, М.С. Бухтояров, А.А. Кузнецова. Геологами-разведчиками экспедиции были специалисты очень высокой квалификации Е.П.Степанов, начальник экспедиции, главные геологи экспедиции: Г.П. Самсонов, СеливряЕвгений Поликарпович, геолог хромитовой партии М.Ф. Шульгин, Прогнозная оценка на месторождении хромитов, выполненная Самсоновым, и сейчас является ориентиром для открытия новых месторождений.
Комбинат вёл обширные научно-исследовательские и лабораторные исследования пород массива и хромовых руд, с привлечением множества научных организаций страны. Бывало, что только по геологической тематике работы выполняли до 19 научных организаций. Министерство геологии СССР проводило два общесоюзных совещания по ультрабазитам и хромовым рудам массива. Совещания проводились на базе ДГОКа. На совещания приезжали делегаты геологических организаций и руководители ферросплавных, химических и огнеупорных заводов. Геологи комбината, кроме показа в карьерах и графики по месторождениям, отобрали более 400 проб с месторождений из всех возможных разновидностей, с различных глубин, из разных пород других зон. Пробы были отправлены в Магадан и Москву для исследований. В Магадане организация «Восток-платина» (впервые с кемпирсайскими хромитами) установила новую минерализацию – тугоплавкую платину, в составе осмия, иридия и рутения.
Спустя 75 лет
Статус города посёлку Хромтау присвоен в 1967 году. Сейчас, спустя много лет, в этом городе успешно работает Донской ГОК – мощное предприятие, в состав которого входят двадцать четыре структурных подразделения. Численность штата на январь 2013 года составляет 7490 человек. Свыше семидесяти процентов руды поставляется на ферросплавные заводы в Аксу, Актобе и Серов. Часть руды поставляется в Китай. Основные товаропроизводящие цехи – шахты «Молодёжная» и «Десять лет независимости Казахстана», дробильно-обогатительная фабрика № 1, рудник «Донской» и фабрика обогащения и окомкования руды. Успешное функционирование основных цехов поддерживают вспомогательные: горнотранспортный, железнодорожный, цех автотранспорта и механизмов, центральные ремонтно-механические мастерские, энерго- и электроцех и другие.
Как градообразующее и социально-ориентированное предприятие, комбинат уделяет значительное внимание социальной сфере и городской инфраструктуре. В городе построено много объектов, которые являются гордостью горожан, например, мечеть и церковь, оздоровительно-физкультурный комплекс, детский городок «Балдаурен», медицинский центр «Евразия», грязеводолечебница, Дом культуры, и особая гордость – детский оздоровительный лагерь «Мугоджары», настоящее детское царство, оазис посреди степи. Каждое лето в лагере отдыхают порядка полутора тысяч детей работников предприятия и Актюбинского завода ферросплавов. Согласно жилищной программе комбината, в городе уже построено шесть многоквартирных домов для сотрудников.
Большую поддержку оказывает Донской ГОК Хромтаускому горнотехническому колледжу, это сотрудничество длится уже не один десяток лет. Учащиеся колледжа проходят практику в подразделениях комбината, согласно, так называемой дуальной системе обучения. Комбинат стал родным для многих трудовых династий, это – гарант стабильной, надёжной работы и социальных гарантий.
Владимир Терещенко, заместитель председателя совета ветеранов:
— 15 января Донскому горно-обогатительному комбинату исполняется 75 лет. В пояснительной записке к годовому отчёту 1938 года указано начало разработки – 15 января 1938 года, празднование – на День металлурга. Первое такое празднование состоялось на сорокалетие, в День металлурга, и после эта традиция продолжилась, в тот же год открыли профилакторий. Помню, как мы сидели в столовой профилактория при открытых окнах – жара в тот год была неимоверная. Тогда же появились первые наши официальные буклеты. Помнится, Александр Васильевич Дмитриев ездил в Ригу, оттуда их и привозил.
Анатолий Ладамин, председатель Совета ветеранов Донского горно-обогатительного комбината:
— Моя трудовая деятельность началась на Донском руднике в 1943 году в геологоразведочной партии, тогда это было одно целое. Потом я работал на руднике «Объединённый», позже устроился на первую дробильно-обогатительную фабрику в качестве слесаря, с тех пор я практически не покидал предприятия, не считая того времени, когда два года не работал на пенсии, но после снова вернулся. И с 1998 года по настоящий день работаю. ДГОК – это практически мой дом, как и Хромтау. Здесь я окончил школу, вырос, работал, на комбинате работают и мои дети. Хочу сказать, что я работой предприятия доволен и Донскому горно-обогатительному комбинату могу выразить только огромную благодарность.
Наталья Карпова
В материале использованы факты из книги С. Неудахина и Н. Сосниной «Руда и люди Хромтау» (Алма-Ата, 1988) и воспоминаний Г.А. Елпашева
Сколько заключенных работало на строительстве? Сколько осталось лежать тут навечно.
Да, заключенные работали. А почему это они не должны работать? И в лагерях абсолютное большинство сидело не «политических», а обычных уголовников. Вся статистика давным-давно имеется. Актюбинский Лагерь был создан в 1941 году И вскоре началась война, где многие миллионы воевали и погибали, а десятки миллионов работали в тылу в тяжелейших условиях, нередко и впроголодь. Смертность на фронтах и от ранений была просто на порядки выше, чем смертность в лагерях. Несопоставимые цифры Да и в тылу смертность была выше, чем в лагерях. Не меньше 20 млн. погибло. И в это время заключенные лагеря, в данном случае мужчины, должны сидеть не работая? Какая-то странная, извращенная логика.