1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 11 июля (персональные дела)
Протокол бюро Актюбинского обкома партии №84 от 11 июля 1941 года. Немало рутинных дел – утеря документов, вопрос о партийности осужденных за нарушения Указа от 26 июня 1940 года. Все факты имели место еще до начала войны. И, как и было видно по многим рассмотренным делам ранее, бюро обкома не было связано уже принятыми решениями. Часто решениях горкомов, райкомов изменялись. И всегда – только в сторону смягчения.
Был исключен из кандидатов партии Балан, ответственный секретарь газеты «Ленинский путь», как арестованный органами НКВД. 27 мая 1941 года он был арестован как участник антисоветской группы, проводил антисоветскую агитацию.
Исключили Абренова, члена партии с 1932 года, бывшего председателя Бискупинского аулсовета. В сентябре 1936 года, напившись пьяным, набросился на председателя колхоза, которому ножом нанес ранение в голову. Так же установлено, что он незаконно получил телку и на квитанцию колхоза о сдаче хлеба приобрел велосипед, который продал по повышенной цене, за что был осужден на 2 года лишения свободы. Наказание отбыл. Дело по апелляции рассматривалось заочно (по заявлению самого Абренова). В восстановлении в партии отказано.
Как и по многим другим персональным делам, интересна фактура: за какие деяния осуждали и какие были приговоры.
Вот еще одно интересное дело из того же ряда. Матвеев исключен из партии за то, что будучи начальником известкового карьера Строительства Комбината НКВД, систематически занимался пьянством и не был на работе с 27 по 30 мая 1941 года, за что был осужден по Указу от 26 июня 1940 года на 6 месяцев ИТР с удержанием 25% с заработка. 14 июня Матвеев вторично нарушил этот Указ, за что 2 июля 1941 года (уже в условиях войны) был осужден на 6 месяцев тюремного заключения. Вот такой был начальник карьера системы НКВД. Кстати, в решениях бюро обкома от 30 мая уже были рассмотрены дела в отношении начальника и заместителя начальника известкового карьера.
Зорин, член партии с 1932 года, был исключен из партии за систематический выпуск бракованной продукции, когда наработал начальником производственного отдела Актюбинского механического завода. За это был осужден областным судом на 5 лет лишения свободы, Верховный Суд Каз. ССР по жалобе осужденного приговор отменил и дело прекратил. Председатель Актюбинского облсуда Давлетов принес протест через председателя Верховного Суда СССР (!). Коллегия Верховного Суда СССР отменила все прежние решения и отправила дело на пересмотр. При новом рассмотрении дела нарсуд 3-го участка г.Актюбинска (судя по всему, перешли при дополнительном расследовании на более легкую статью, которая в компетенции нарсуда) Зорин был осужден на 1 год ИТР с удержанием 15% с заработка. Первый приговор состоялся 26 сентября 1940 года, последний 28 июня 1941 года. Так вот, по апелляции Зорина его в партии восстановили с объявлением выговора за выпуск недоброкачественной продукции.
Сняли партийное взыскание с Еськова, члена партии с 1926 года, директора школы №11 г.Актюбинска. В 1938 году он был горкомом исключен из партии за притупление бдительности и неряшливую подготовку к выступлениям. 13 января 1039 года партколлегией при ЦК КП(б)К в партии восстановлен с объявлением выговора. Бюро обкома постановило ходатайствовать о снятии этого взыскания.
Джузембеков, член партии с 1930 года, был прокурором Темирского района. Исключен в 1933-м и был восстановлен. Исключен в 1934 году и был восстановлен. В 1935 году исключен Чимкентским горкомом и восстановлен уполномоченным КПК по Казахстану с объявлением выговора. В 1940 году исключен уже в нашей области – Темирским РК за потворство преступным элементам, расхищавшим колхозный хлеб, и саботажникам, срывавшим хлебозаготовку. Бюро обкома установило, что эти обвинения не подтверждаются и в партии Джузембекова восстановило.
Рассмотрели апелляцию Дюсеева, бывшего зам. директора по расчетам Джурунской МТС. Тоже очень интересная фактура. В 1933 году за участие в экономической контрреволюционной группировке снят с работы с преданием суду. Южно-Казахстанский облсуд приговорил к 2 годам лишения свободы, Верховный Суд республики снизил до 1 года, наказание отбыл полностью. В 1934 году объявлен строгий выговор (значит, исключен из партии не был). В сентябре 1936 года уже Актюбинский горком вынес строгий выговор с предупреждением за: использование служебного положения в личных целях, преступное воспитание ребенка, непосещение партучебы, халатное отношение к работе. Ну, и букет.
В августе 1937 года исключен из партии Темирским РК. Обвинений тоже – целый букет. Дюсеев это решение обжаловал до ЦК республики, но его оставили в силе. Бюро обкома в восстановлении отказало, правда часть наиболее грозных обвинений сняло как неподтвержденные. Осталось, что часто менял места работы, снимался за плохую работу и не поддерживал связь с парторганизацией. Очень хотелось человеку быть в партии.
Коркитбаев, был исключен из партии, за то, что, будучи председателем колхоза. Был осужден за растрату на 1 год ИТР. Бюро обкома установило, что обвинение не подтверждаются, в партии Коркитбаева восстановило.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №10, арх. дело №11
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/AoTq/c5uZeHB7b
или
https://drive.google.com/drive/folders/12C1ubgU-zajS7UZzvgt8jsf1an4jvXUv?usp=sharing
Комментарии
1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 11 июля (персональные дела) — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>