1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 13 июня (персональные дела)
Протокол бюро Актюбинского обкома партии №76 от 13 июня 1941 года. Последний предвоенный протокол заседания бюро Актюбинского обкома партии по персональным делам членов партии и кандидатов.
Решением бюро обкома снят строгий выговор с члена партии с 1ё927 года Еламанова, председателя Челкарского райпотребсоюза. Он был наказан 11 августа 1930(!) года за «грубое отношение к семье и бюрократизм». И вот через 11 лет посчитали возможным снять взыскание.
Исключили из партии Биганасова, члена партии с 1926 года, в последнее время – пенсионер (1896 года рождения). Он организовал сбыт чая по спекулятивным ценам, привозимого из Москвы другими лицами. Был осужден на 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества, до суда сбежал и разыскивался органами НКВД. Как видно из многих ранее размещенных документов, за спекуляцию товарами наказывали жестко, что и имело место в данном случае. Однако, получается. что до вынесения приговора Биганасов находился на подписке о невыезде.
Исключен из кандидатов Телипбаев за то, что будучи председателем колхоза, присвоил 15 центнеров колхозного хлеба (имеется в виду – зерна) и давал ложные сведения по сеноуборке – фактически сена накосили в 2 раза меньше, чем по отчетным данным. Вследствие этого скот на зиму не был обеспечен кормами и был доведен до крайнего истощения. За это Телипбаев был осужден Карабутакским нарсудом на 3 года лишения свободы.
Исключен из партии Шляпин, машинист ст.Челкар. Пришел на работу пьяным и не был допущен администрацией, по Указу от 26 июня 1940 года осужден за прогул на 5 месяцев ИТР с удержанием 20% заработка.
Апелляция члена партии с 1925 года Масатова, председателя аулсовета в Уильском районе. Исключался в 1932 году за невыполнение плана хлебопоставки, в том же году был восстановлен в партии. В 1938 году был арестован органами НКВД по ст.58-7, 10, 11 УК РСФСР и 25 апреля 1938 года вследствие этого исключен из партии. 10 июля 1939 года освобожден за недоказанностью состава преступления. Бюро обкома утвердило решение о восстановлении Масатова в партии.
Исключили из кандидатов Хохлова, главного механика горно-рудного управления Комбината НКВД, поселок Донской. Бюро установило, что в июле 1940 года Хохлов из командировки в установленный срок не явился, за что был осужден по Указу от 26 июня 1940 года на 6 месяцев ИТР с удержанием 20% заработка. Свое опоздание объяснил тем, что будучи в командировке. Имел случайную связь с неизвестной женщиной, от которой заболел и впоследствии лечился. От парторганизации оторвался, в общественной жизни не участвует, систематически пьянствует. Как инженер к своим обязанностям Хохлов относится удовлетворительно. Бюро исключение утвердило.
Член партии с 1925 года Арунгазиев, научный сотрудник областного музея, в 1937 году парторганизацией Облоно был исключен из партии за клеветнические высказывания, но облпартколлегией был восстановлен с объявлением ему выговора. В связи с тем, что допущенную ошибку на практической работе исправил, выговор сняли.
Член партии Пустоваров, будучи и.о. директора совхоза, не занимался вопросами зимовки скота, в результате истощения скота и его массовых заболеваний пало за две зимы 243 головы. Пустоваров был осужден на 4 года и исключен из партии.
Член партии с 1931 года Сарбасов, зоотехник этого же совхоза, был осужден по тому же уголовному делу на 1 год лишения свободы. Так же исключен из партии.
Кандидат в члены партии Уханов, агротехник того же совхоза и третий фигурант по данному делу, осужден за халатное отношение к своим обязанностям, обман дирекции, за плохую подготовку к зимовке скота на 1 год лишения свободы. В частности, было приписано 3380 центнеров якобы заготовленного сена.
Член партии Асаулов, работал заведующим избой-читальней колхоза в Иргизском районе и был в нем секретарем первичной парторганизации. Исключен из партии и привлечен к уголовной ответственности за: пользуясь служебным положением, зарезал для себя колхозную телку, присвоиз 18 кг. семенной пшеницы и 900 рублей, кроме этого по его инициативе незаконно продано 4000 центнеров колхозного сена. За все это Асаулов Иргизским нарсудом осужден на 7 лет лишения свободы.
Член партии Реин, будучи председателем колхоза в Джурунском районе, растранжирил, раздав на трудодни 47 баранов, 11 дойных коров в личное пользование колхозников и продал 5 голов крупного рогатого скота на базаре без разрешения правления колхоза. Осужден на 3 года лишения свободы и исключен из партии.
Наглядная картина складывается из многих фактов, приводимых в решениях бюро обкома – за какие деяния привлекали к уголовной ответственности и какие приговоры выносили суды. Несмотря на очень тревожное время, страна уже несколько лет жила в ожидании войны, нет оснований считать судебные решения жесткими и (или) несправедливыми. Даже с позиции нашего времени.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №10, арх. дело №11
Открыть документы в Облаке
https://cloud.mail.ru/public/AoTq/c5uZeHB7b
или
https://drive.google.com/drive/folders/12C1ubgU-zajS7UZzvgt8jsf1an4jvXUv?usp=sharing
Комментарии
1941 год. Решения бюро Актюбинского обкома партии от 13 июня (персональные дела) — Комментариев нет
HTML tags allowed in your comment: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>